Вторник, 07 мая 2024

Редакция

Нет предела совершенству

В «Диалоге» можно увидеть портреты машин и иллюстрации к Булгакову

В минувшую пятницу, 4 августа, Новгородский центр современного искусства представил публике очередную выставочную волну. Она получилась не самой мощной: всего две экспозиции. На то есть свои причины. Август — месяц своеобразный. Многие ценители искусства в отпусках, да и организаторам выставок тоже надо отдыхать. Тем не менее, чтобы залы не пустовали, а жители и гости города не забыли о прекрасном, было решено представить их вниманию новые произведения.

Первую из выставок привезла в Новгород петербурженка Александра ОВЧИННИКОВА. Она — выпускница Художественного училища имени Н.К. Рериха, член Союза художников России и Санкт-Петербургского творческого союза художников. Её выставка называется «Авторуины». Представители романтизма в свое время воспевали полуразрушенные средневековые замки и забытые могилы, а вот Александре полюбились старые, ржавеющие машины. К автомобилям она привязалась еще в детстве. Говорит, что отлично помнит дедушкину «Волгу» с оплетенным проволокой рулем и юркий родительский «Запорожец», на котором вся семья ездила отдыхать к морю. Став взрослой, Александра продолжила давнее знакомство с машинами.

— Три года назад я увидела в Интернете, что где-то под Тулой есть коллекция старых автомобилей. Ее собирал москвич, бывший гонщик, и у него было целых два поля таких машин. Мне так понравились фотографии, что я по-ехала туда смотреть и рисовать. Две недели я провела в полях, заросших крапивой и васильками. Было очень красиво. Затем я ездила в приют старой техники в Эстонии, рисовала машины в Швеции и в Крыму. Можно сказать, все работы на выставке — портреты с натуры. Меня радовало то, что старые автомобили имеют округлые формы, приятные глазу. Каждая машина — скульптурное произведение, — делится Александра Овчинникова.

Нравятся ли ей современные автомобили? Александра смеется: мол, да, в них удобно ездить, но вот дизайн... «Акульи морды» — так она это называет. И говорит, что не хочет их рисовать.

Автор второй выставки — Владимир Титович НАЗАРЕНКО. Его знают и помнят многие жители нашего города. Военный инженер, подполковник, ветеран Великой Отечественной войны, в 1980 году Владимир Назаренко пришел на кафедру начертательной геометрии и компьютерной графики и проработал в Новгородском политехническом институте (теперь НовГУ) 30 лет. Однако в душе преподавателя «начерталки» всегда жил художник. Его привлекали скульптура, резьба по дереву и, самое главное, карикатура и иллюстрация. Владимира Титовича уже нет с нами, но его дочь Вера собрала и привезла в Новгород работы отца. Выставка получила название «Бродский + Булгаков = Назаренко».

— Может, это чуть нескромно, но мы решили остановиться на таком варианте, — говорит руководитель Центра современного искусства Сергей ПУХАЧЁВ. — Владимир Титович — скорее не традиционный портретист, а карикатурист, он берет одну деталь и заостряет ее. К роману «Мастер и Маргарита» все по-разному подходят: кому-то интересна история Иешуа, а кого-то занимают и переодевания московских дам. Как раз Владимир Титович обратил внимание на это, усмотрел некую «чертовщинку» у Булгакова.

Вера МОНАСТЫРСКАЯ, дочь художника, рассказывает: работы для выставки отбирала скорее по наитию. Может, где-то и ошиблась, но старалась сделать все добросовестно. И добавляет, что отец никогда не выделял какие-либо из своих иллюстраций, не считал что-то наиболее удавшимся. Напротив, он часто улучшал их, полагая, будто нет предела совершенству.

Обе экспозиции будут открыты до 3 сентября. Затем новгородцев ждет новая выставочная волна.

Фото Фархада Юсупова