Вторник, 07 мая 2024

Редакция

Люблю удивляться

Галина Филиппова: «На пленэре я предпочитаю делать свои работы эмоционально и в короткий срок. А когда работаешь в мастерской, теряется живое состояние»

В Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника открылась выставка художницы Галины ФИЛИППОВОЙ

Персональная выставка приурочена к юбилею художницы, поэтому Галина Георгиевна назвала её «Есть только миг...» — строчка из знаменитой песни более всего отражает суть экспозиции. Корреспондент «НВ» поговорила с мастером накануне открытия выставки.

— Галина Георгиевна, волнение присутствует? Или его не должно быть у художника?

— Когда на суд зрителей выносишь свои работы, много приходит разных мыслей. В том числе: а имеешь ли ты на это право? Выставки — это всегда ответственно. Они дают возможность посмотреть со стороны на то, что ты делаешь. Всегда приятно, когда мои работы кого-то согревают.

— А как к критике относитесь?

— Мало кто её любит. Но я с удовольствием читаю книгу отзывов. Мне интересны и критические записи, поскольку они тоже дают какую-то эмоцию. После одной моей выставки кто-то написал: средненько, страшненько. И причём написал как-то несмело — мелко-мелко. И выглядело это так, как будто он сделал что-то нехорошее. Во время пленэров, когда пишешь, тоже можешь получать разные реплики. Мне этот момент живого общения очень нравится.

— На выставке у вас подготовлен большой блок картин, написанных гуашью. Чем вам близка эта техника?

— Она удобная, мобильная. Требуются только бумага и гуашь. С ними легче работать на пленэрах, которые я очень люблю. В то же время гуашь даёт мне свободу, которую не позволяет работа маслом. Гуашь пластична, даёт больше возможностей для передачи своих чувств. На пленэре я предпочитаю делать свои работы эмоционально и в короткий срок — до трёх часов. А когда работаешь в мастерской, теряется живое состояние.

— Сегодня вы преподаёте в Новгородской детской художественной школе. Чему главным образом хотите научить своих воспитанников?

— В конце 90-х годов случился поворот судьбы — попала на эту стезю, и она больше меня не отпускает. Я никогда не собиралась становиться педагогом — считала, что учить сложно. Но когда накапливается опыт, понимаешь, что, может быть, ты и имеешь на это право. Хочу, чтобы мои ученики были добрыми, видели гармонию в мире и чтобы одно поколение понимало другое. Жизнь в таком городе, как Новгород, не проходит даром. И хотелось бы, чтобы дети любили наш город, чтобы они не уезжали из него. К сожалению, от нас, педагогов художественной школы, мало что зависит. Но попытаться привить интерес и любовь к нашему замечательному городу — одна из наших задач. Новгород не перестаёт мне нравиться, он мне не надоедает. Я постоянно открываю для себя какие-то уголки. Для меня болезненно, что из него уходят небольшие традиционные домики, хотя я понимаю, что этот процесс необратимый, люди хотят комфорта. Но вместе с этим Новгород теряет своё очарование.

— Как получилось, что вы стали художницей?

— С детства любила рисовать. Не исключено, что я генетически расположена к этой профессии. У меня дедушка был художник-любитель. По рассказам мамы, в 30-х годах он участвовал в выставке самодеятельных художников в Новгороде. С дедом мы не увиделись, потому что он погиб на фронте в 1943 году. В жизни встретились те люди, которые отчасти и предопределили мою судьбу. Я занималась в изокружке у Галины Яковлевны Пустовойтовой, жены Семёна Ивановича Пустовойтова. Сам художник приходил к нам на занятия. На меня он производил впечатление какого-то чуда, поражала его речь, наполненная яркими сравнениями, насыщенными образами. В нём словно вулкан был. Мне посчастливилось познакомиться с Эдуардом Николаевичем Ивановым, замечательным педагогом-художником. Я занималась у него в изостудии и по его совету поступила в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова. И по окончании его получила диплом художника-реставратора масляной живописи. После завершения учёбы устроилась художником-реставратором в Новгородский музей-заповедник.

— Восстанавливая чужие картины, двойственность не испытывали?

— Работа реставратора — интересное, сложное ремесло. С одной стороны, мне эта работа нравилась, а с другой — хотелось самостоятельного творчества. В музее я проработала 5 лет, потом перешла в реставрационные мастерские. Участвовала в реставрации настенной живописи Знаменского собора. После стерильной обстановки музея, в храме, наполненном запахами растворителей, пыли, где приходилось таскать тяжёлые вёдра, мой организм поначалу сопротивлялся. Но там сложился интересный творческий коллектив. И вскоре я адаптировалась.

— В чём находите вдохновение?

— Я никогда не строю планов. Я — человек не запрограммированный. Хотя с восхищением и симпатией отношусь к людям организованным, которые ставят себе цели. Я же живу и наслаждаюсь жизнью — вышла на улицу и восхищаюсь травой, птицами, погодой, причём любой. Это мой детский взгляд, люблю удивляться. Когда удивляешься, это даёт потрясающий эффект — из него рождается творчество. Люди, которые рисуют, видят поэзию даже в обшарпанной стене, чтобы в ней были сколы, потёки краски, чтобы один цвет вылезал из другого. Идеально гладкую стену и рисовать-то не хочется. Когда ровно и спокойно, тогда неинтересно, скучно, монотонно.

Фото Анны Мельниковой