Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Братство творца

Работая над образами, скульптор вспоминал кинофильм Ивана Пырьева

Карамазовы в гостях у Коробейникова

Музея одного романа в Старой Руссе еще нет. Подготовка экспозиции «Братьев Карамазовых» Достоевского продолжается. Не сомневаемся, что все будет в срок и по-людски. Ведь люди уже есть!

В ожидании, когда в «Скотопригоньевске» (так уж у Федора Михайловича в его романе) откроется музей, они собрались в мастерской новгородского художника-дизайнера Николая КОРОБЕЙНИКОВА.

— Как насчет фото на память? — мы предлагаем ему сфотографироваться с личностями, которых сам же и создал.

— С вашего позволения, я бы между Катериной Ивановной и Иваном Федоровичем встал. Подождите, очки не снял! Надо же как-то ближе к эпохе...

Ах, Николай Иванович, да оставьте же вы эти ваши условности! Ни за что не оставит. Условность — как раз та идея, которой подчинена была его работа. Герои Достоевского в интерпретации Коробейникова — явно не от мира сего. Призрачность в цвете лиц, в пустоте глазниц. А только кажется, что все равно они тебя... видят.

Ладно, не будем ударяться в мистику. Зачем она там, где ее даже художник не искал? Но скажем, что с появлением данного литературного коллектива один дух в мастерской Коробейникова поселился-таки. И это — дух времени.

Сдвигал временные рамки, приближал век XIX к нашему XXI Николай Коробейников по заказу Новгородского музея-заповедника. И не в одиночку. Эскизы костюмов — работа художника Бориса Непомнящего. Сшила их швея Ирина Беляева. Мерку, понятно, скульптор снимал.

Похоже, что больше всего материала пошло, чтобы одеть кучера. Видный такой получился мужчина, рослый. Да и купец — молодец.

— А что ж вы хотели, чтобы я изобразил его толстопузым купчиной? — возмущается автор. — Мы тут не на Некрасова работали, а на Достоевского. К тому же я — из купеческого рода. Есть такая линия. И фамилия у меня, можно сказать, купеческая.

Тут же выяснилось, что и город Боровичи Коробейников любит за этакую купцовость. Восстановить бы все эти дома, некогда принадлежавшие почтенному сословию. То-то была бы картинка.

А Старая Русса? Она близка ему своей патриархальностью что ли, напоминая то невелико местечко на Урале, где сам появился на свет.

— С удовольствием буду навещать своих, — обещает Николай Иванович.

Когда-то же Карамазовы с Грушенькой и Зосимой покинут его гостеприимный дом. И все прочие герои. Всего — 12 персон. В будущем музее их поселят за стеклом. Такая уж у них планида — куда денешься от этой витринности? Зато — защита от современной ветрености. От любителей делать селфи. И вообще, человеку из папье-маше нужен покой. А про страсти романные и экскурсовод расскажет.

Создавая конкретные образы, Николай Иванович вспоминал прекрасное старое кино, снятое режиссером Иваном Пырьевым по роману «Братья Карамазовы». Замечательный актерский коллектив был собран в этом фильме. Именно эти лица и вспоминались Коробейникову. Лионелла Пырьева, Михаил Ульянов, Валентин Никулин, Кирилл Лавров, Андрей Мягков...

По мне так Алешенька Карамазов — не только Мягков, но еще немного и Миронов. Нынешний, Евгений.

— Вы так думаете? — невозмутимо переспросил меня автор. — И если вы действительно так думаете... Вот! Что и требовалось доказать: я же говорю: ус-лов-ность!

«Ку-ку», — обратился к художнику его мобильник. «Все, уже бегу!» — уверил кого-то Коробейников. Мы разбегаемся по своим реальностям. До встречи в «Скотопригоньевске».


Фото Фархада Юсупова