Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

О делах Славных,

Может, много веков назад волынку слышали и в Новгороде

или Как прозвучал в Новгороде фестиваль музыкальных древностей «Словиша»

Знаете, как в старину парни девушек пугали? Раскрутят жужжалку и поднесут к горлышку кувшина. Жуткий звук получается. Похоже на угуканье совы, но пострашнее. Представьте: сидят девицы зимним вечером, прядут или вышивают, а тут под боком гулкое, как из подземелья, — «у-у-ух!».

 

Крупным планом

Невинное это баловство продемонстрировал гостям и участникам прошедшего 19–20 августа в Новгороде фестиваля музыкальных древностей «Словиша» Антон КАМЕНСКИЙ, специалист по музыкальной археологии Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина. Жужжалка, как выяснилось, была не только средством для розыгрышей, но и музыкальным инструментом. В старину её делали из свиной косточки, а в наше время — из пуговицы.

Но на форуме, организованном Центром Поветкина, туристическим офисом «Русь Новгородская» и комитетом культуры Великого Новгорода, нашлось место и время не только для шуток. В его программе были такие имена, что несерьёзно относиться к «Словише» невозможно. На афишах — крупным планом Сергей Старостин. Те, кто интересуются фольклором, не могут не знать это имя. Музыкант, исполнитель, этнограф, телеведущий, собравший в экспедициях тысячи русских народных песен. Благодаря фестивалю посвященных точно стало больше.

Участником двух фестивальных дней был не только Старостин с ансамблем «Зубцы». Ещё ансамбли СКМ, «Корела» и «Белорыбица» из Петербурга, «Новые кельцы» из Москвы, Drolls из Петрозаводска, Ньургуйаана и Туйаара Дегтяревы (Якутия).

И теперь каждый абзац материала о фестивале хочется начать со слов: «А знаете ли вы, что...». Средневековая и старинная музыка — целая Вселенная, на узких улочках которой заблудиться столь легко, сколь и приятно. Хотя программа была выстроена чётко. Зрители и слушатели могли побывать на лекциях-концертах этномузыкологов (да-да!) не только в по-домашнему уютном Центре Поветкина с разноцветными половиками на скамейках, но и на открытом пространстве. И не где-нибудь, а у новгородских храмов на Ярославовом Дворище. Вход был свободным.

Кстати, почему не концертный зал, где мест больше, чем в Центре Поветкина?

— Мы хотели сделать фестиваль камерным, — объясняет Каменский. — И очень приятно, что он вызвал у новгородцев гораздо больший интерес.

Скрутили в рожок

Сергей Старостин (в центре) — главная звезда фестиваля

Так вот, знаете ли вы, что изготовить пастуший рожок, которым мастерски владеет Сергей Старостин, невероятно сложно? Пищик, то устройство, в которое исполнитель дует, делают из веток крушины — волчьей ягоды. При этом получившуюся трубку нужно перекрутить. Если из десяти трубок получаются одна-две — это очень хорошо.

Или, например, варган, который у многих ассоциируется с Сибирью, на самом деле был хорошо известен и древним новгородцам, рассказал Антон Каменский. Среди сделанных в Новгороде археологических находок он есть. И вообще, на нем играли от Азии до Европы.

— Музыка и всё, что с ней связано, — и «Словиша» это в очередной раз убедительно доказал — явление вневременное и межэтническое, а потому одновременно и объединяющее нас, и отличающее друг от друга, — заметил Ульрих МОРГЕНШТЕРН, немец, профессор истории и теории народной музыки Венского университета музыки и исполнительского искусства, выступивший в Центре Поветкина с лекцией о русской волынке. — Ведь и волынка в широком сознании прочно связана с кельтами и Шотландией, хотя это музыкальное достояние многих народов.

Моргенштерн, побывавший с этнографическими экспедициями и в Новгородской области, был знаком с Владимиром Поветкиным, восстановившим не один средневековый музыкальный инструмент. В том числе и лирообразные гусли XI века, давшие фестивалю название. Археологи нашли их обломок в 1975 году во время раскопок недалеко от Новгородского кремля. На нём было вырезано слово «словиша». Сначала предполагалось, что оно значит «соловушка». Но, по словам Каменского, значение другое — «славный». Скорее всего, так звали гусляра.

Сказать, что австрийский профессор относится с уважением к Поветкину, — ничего не сказать. Объясним по-другому. Ульрих решил сыграть для слушателей на гудке, русской народной скрипке, но — так уж случилось! — приехал в Новгород без смычка. И нужно было видеть его лицо, когда ему предложили смычок, реконструированный новгородцем! Он взял его дрожащими руками так, словно более хрупкой вещи на свете не существует.

Кстати, о вневременном и межэтническом. Темой для лекции Моргенштерна стала сенсационная находка, сделанная в 2015 году на Пятницком раскопе в слоях XIV века в Старой Руссе, — чантр от волынки. Это было первое подобное открытие не только на территории Новгородской земли, но и вообще русских княжеств.

Чантр сохранился довольно хорошо, и реконструкторы получили возможность изготовить его копию, чтобы понять, как волынка могла звучать шесть веков назад. Среди них был руководитель ансамбля СКМ Василий Иванов — еще один гость «Словиши».

Воркующе и хрустально

План действий для гостей феста

И, конечно, нельзя промолчать о том инструменте, который и дал название фестивалю. В центре внимания гостей форума оказались шлемовидные гусли, о которых рассказал москвич Дмитрий Парамонов. У него в столице — своя школа гусельной игры и мастерская гусельного искусства.

Оказывается, сегодня этот инструмент, который позволяет извлекать то «воркующие», то «хрустальные» звуки, — дело не только для души. Парамонов регулярно получает заказы. С началом 2000-х годов к традиционной культуре, отмечает Дмитрий, возник новый виток интереса. Хотя стоимость гуслей колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, сам мастер предпочитает использовать для них ангарскую сосну, а она растет далеко от Москвы.

Круг участников фестиваля — как из России, так и из-за рубежа — мог быть шире. Но идея форума созрела не так давно, и кто-то не успевал оформить визу, а кто-то не смог найти место для «Словиши» в уже расписанном графике летних гастролей. Но в следующем августе — у организаторов нет сомнений, что фестиваль будет ежегодным, — новгородцы смогут услышать новые имена.

Фото Николая Велицкого