или О чём рассказали граффити Георгиевского собора Юрьева монастыря
Недавно в Санкт-Петербурге состоялась презентация нового фильма режиссера Президентской библиотеки Татьяны ДЬЯКОНОВОЙ о Великом Новгороде. В творческом багаже Татьяны Ивановны уже больше десяти работ о древних храмах нашего города, снятых при поддержке Новгородского музея-заповедника.
На этот раз в центре внимания режиссера и её команды — граффити Георгиевского собора Юрьева монастыря.
Послания из прошлого
Перед показом, на который собрались известные ученые, искусствоведы, деятели культуры Северной столицы, создатель фильма назвала свой опыт работы с юрьевскими граффити «удивительным». Ведь, разбираясь в посланиях из прошлого, сталкиваешься даже не с историей, а с мышлением людей того времени.
В начале киноленты под красивое духовное песнопение на экране возникают загадочные надписи. Но пока их смысл от зрителей скрыт: без проводника в древность обойтись здесь нельзя. И здесь помощь доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН Алексея Гиппиуса незаменима. Тем более что рассказывает Алексей Алексеевич не сухим и малопонятным научным языком, а занимательно, доступно, с добрым юмором. Благодаря этому фильм будет интересен и понятен не только любознательным взрослым, но и студентам, и школьникам.
Ученый появляется на экране после нашего краткого знакомства с древней обителью и ведет зрителей в лестничную башню. Она не такая просторная, как в Софийском соборе, но зато здесь лучше сохранилась древняя штукатурка, а на ней — некоторые граффити.
Первое примечательное послание из XII века, к которому привлекает внимание зрителя Гиппиус, четырехстрочное. Оно с удивлением рассказывает о дьяке Путиле, который, хоть и крив, но грамоту знает. «Какое диво!» — отмечает автор записи.
А вот под хорошо понятными и нашим современникам автографами вроде «здесь был Вася» (только в нашем случае — Путила и Моисей Попович) обнаруживаем на арке сообщение поинтереснее: «Князь был на Фёдоров день Мстислав».
— Какой именно князь был в Георгиевском соборе, мы пока точно узнать не можем, — говорит Алексей ГИППИУС. — Дело в том, что имя Фёдор в крещении носили два князя Мстислава, имеющих отношение к Новгороду. Первый — Мстислав Владимирович, отец Всеволода Мстиславовича, основателя собора. Второй — сын Юрия Долгорукого, занимавший новгородский стол в 50-х годах XII века.
Одну из самых интересных и таинственных надписей, настоящую загадку для лингвистов, окружают прочерченные кресты и парус также с крестом. «Пять лес пересек»: то ли путешественник рассказывает о том, что преодолел пять лесов, то ли рыбак, порвавший пять лесок, выражает свою досаду», — предполагает лингвист.
Загадки и догадки
Ещё одной версией по поводу этого граффити с «Новгородскими ведомостями» поделилась преподаватель НовГУ им. Ярослава Мудрого Ольга ТИМОНИНА, которая уже много лет изучает христианскую символику.
— Это загадка в духе педагогики Климента Александрийского, — говорит Ольга Юрьевна. — Судя по всему, это было одно из педагогических средств при обучении Премудрости Божией в Великом Новгороде. Вспомним берестяную грамоту о граде между небом и землей, к которому едет немой посол без пути (это загадка о голубе, который несет в клюве благую весть праведному Ною).
В таком случае, надпись в Георгиевском соборе может означать леса, оставшиеся на месте содомского пятиградия (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор). Есть свидетельства того, что в русском народном самосознании понятия «лес» и «город» прочно связаны. Это проявляется в народных загадках.
Что же хотел сказать автор граффити? Ольга Тимонина считает, что это может быть эпитафия об усопших праведниках. Ведь лишь праведники могли пересечь те пять лесов, не заблудившись. В таком случае кресты — это души усопших, прибегнувших к вере Христовой, которая здесь изображена в виде корабля.
— Оставивший этот рисунок на стене собора был настолько уверен в праведности этих людей, что даже не оставляет их имен, чтобы мы, ныне живущие, и те, кто будет после нас, помянули их в молитвах, — говорит исследователь.
По словам Ольги Юрьевны, возможен и еще один вариант трактовки: кресты могут обозначать души Лота и двух его дочерей, а четвертый, перечеркнутый, душу жены Лота, которая оглянулась назад вопреки ангельской воле и превратилась в соляной столб. То, что изображен только парус, без основания корабля, возможно, намекает, что это герои Ветхого Завета. Таким образом, граффити может быть иллюстрацией к известному ветхозаветному эпизоду.
Но всё это лишь версии, и возможно, появятся и другие. Вот такую загадку оставил для современных ученых обитатель или гость монастыря в глубокой древности.
Солнце вокруг
Но вернемся к фильму. В центре внимания Алексея Гиппиуса — необычные автографы под стандартным из серии «се писал такой-то». «А се Созоне писал лютый. А се Сергие писал тативый».
— Тативый — прилагательное, образованное от существительного «тать» — разбойник. Сергий и Созон в данном случае не довольствовались банальным «грешный», но обозначили себя изысканнейшими эпитетами, — отметил лингвист. — И, кроме того, еще ниже мы видим две буквы глаголические — «Аз» и «Слово», то есть это еще раз было начато «А се», и это очень показательно, потому что глаголица была в Новгороде хорошо известна, но использовалась как письмо для посвященных... Использование глаголицы было признаком некоторой графической изысканности. И в общем-то не вполне понятно, чего было больше в автографах: самобичевания или самолюбования их авторов.
Хочется отметить важную находку съёмочной группы — по мере того, как текстолог объясняет надпись, буквы и слова подсвечиваются. Это не только удобно для восприятия, но и завораживает зрителя, приобщает к тайне и делает соучастником научного открытия. Подачу граффити с прорисовкой позже высоко оценил во время обсуждения ленты директор Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук Владимир Лапшин.
После премьеры режиссер Татьяна Дьяконова обратила внимание зрителей на то, что фильм рассказывает не только о граффити, но и фресках.
— Когда мы дошли до самого верха собора, я сказала себе: «Ах!». Мы снимали в очень пасмурную погоду, солнца не было, а здесь вдруг — солнце. Откуда? Оказалось, это фрески, — рассказывает Татьяна Ивановна.
Причем не только фрескам уделено внимание, но и современным реставраторам. Одна из задач фильма — запечатлеть труд специалистов, чтобы передать его секреты будущим поколениям.
Отметим, что этот фильм уже четвертый из цикла о новгородских граффити. Возможно, будут и новые работы на эту тему. Тем более что этим летом были найдены интереснейшие граффити в церкви Благовещения на Рюриковом городище, которые уже назвали «средневековой стенгазетой».
Вместо эпилога
После презентации нам удалось поговорить с Татьяной Дьяконовой и дирижером Василием Зварийчуком, который создавал музыкальное оформление фильма.
С Татьяной Ивановной они сотрудничают уже давно. Работать над фильмом о Георгиевском соборе, по словам музыканта, было очень интересно. Нужно было подобрать малоузнаваемые мелодии, которые способны подчеркнуть видеоряд. Василий Степанович открыл секрет — там, где идет речь об иконописи и граффити, присутствует «скрытая колокольность», а если возникает образ, связанный с Церковью, или идет речь о чувствах — звучит хоровая духовная музыка.
— Мы говорим на одном языке и мыслим одной музыкой, — говорит Татьяна Дьяконова о своей команде.
Режиссер рассказала также о том, что в последнее время сама взяла в руки камеру и села за монтажный стол. «Я думаю камерой, ощущаю через неё энергию, — говорит она. — А монтаж позволяет найти в фильме такие пласты, которые нельзя прописать ни в одном сценарии».
Мы спросили Татьяну Ивановну, не заинтересовали ли её известия с раскопок в церкви Благовещения на Рюриковом городище, где этим летом нашли интереснейшие граффити. «Конечно, заинтересовали. Но пока нужно завершить фильм о псковском Мирожском монастыре», — ответила режиссер.
Добавим, что посмотреть фильм можно на сайте Новгородского музея. Кроме того, Президентская библиотека планирует провести в Великом Новгороде и районных филиалах музея кинофестиваль, на котором представит все работы Татьяны Дьяконовой о Новгороде.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга ТИМОНИНА, преподаватель НовГУ:
— Фильм превзошел все ожидания. Авторам удалось не только передать дух города того времени и Юрьева монастыря, но и показать связь времен. Мы слышим зазвучавшие голоса из прошлого, просящие молитв, узнаем о нравах наших далеких предков. В России мало где встретишь такие достоверные свидетельства силы веры. И как же прозорливо такое бережное отношение к материалам, из которых строились храмы, и местам, где они стояли? И не лучший ли это способ консервации — нанесение слоя за слоем изображений? Как будто наши предки предвидели, что мы будем иметь рентгеновские лучи и слой за слоем разбирать полы храмов, выискивая крупицы истины о своем прошлом. Редко какой документальный фильм дарит такое эстетическое удовольствие.
Ольга ЛАВРОВА,
специально для «НВ»
Использованы кадры из фильма «Граффити Георгиевского собора Юрьева монастыря»