В 1985 году ремонт орбитальной станции был проведён без особых проблем. В новом художественном фильме «Салют-7» всё пошло не так...
Складывается ощущение, что как когда-то Советский Союз догонял и перегонял Америку в космической гонке, так сейчас наши кинематографисты пытаются обскакать Голливуд по картинам о полетах на орбиту.
Правда, по количеству фильмов им это вряд ли удастся, а вот качество российского кинокосмоса раз от раза всё лучше. Казалось, что зрелищнее, чем во «Времени первых» (в прокат вышел в апреле 2017 года. — Прим. авт.), невозможно показать космос, но создателям «Салюта-7» это удалось — потрясающе сделана сцена запуска корабля, его выхода и движения на орбите, стыковки со станцией. В общем, с эффектами у фильма всё в порядке.
Чего не скажешь об актерской игре. Дуэт «Салюта-7» Владимир Вдовиченков (командир-пилот Владимир Федоров) и Павел Деревянко (инженер Виктор Алехин) сильно проигрывают двойке Евгения Миронова (космонавт Алексей Леонов) и Константина Хабенского (командир «Восхода-2» Павел Беляев) из фильма «Время первых». Понятно, что космонавты — люди сдержанные, но с одним выражением лица — и когда друг сильно обгорел, и когда возвращают в отряд после длительного запрета медиков на полеты — это уже перебор.
То, что эти фильмы будут сравнивать, было понятно, когда еще работа над ними шла полным ходом, — они снимались примерно в одно время. Но запускать в прокат сразу два блокбастера о нештатных ситуациях на орбите было невыгодно с точки зрения кассовых сборов, поэтому российскую премьеру картин развели. И не прогадали. Как сообщает кинопортал «Фильм Про», «Салют-7» удачно стартовал со сборами за первый четверг 12 октября в 25–26 млн. рублей и ворвался в топ-5 дебютов российского кино 2017 года. При этом данный фильм начал прокат в два раза мощнее «Времени первых» (сборы стартового четверга — 13 млн. рублей).
Что касается сюжета, то в нем реальная история перезапуска поврежденной орбитальной станции «Салют-7» отражена лишь частично. 11 февраля 1985 года, после полугодового отсутствия на станции людей, связь с ней прервалась. На корабле «Союз Т-13» в космос отправились командир Владимир Джанибеков, имевший опыт ручной стыковки, а именно так предстояло соединяться с неуправляемой махиной, и бортинженер Виктор Савиных. Стыковка прошла успешно. Через несколько дней напряжённой работы была устранена неисправность в системе контроля электропитания, из-за которой произошло отключение всех бортовых систем, и температура в отсеках «Салюта» упала до минусовых значений. Потом космонавтам удалось подключить напрямую к солнечным батареям аккумуляторы, прогреть станцию и полностью восстановить ее работоспособность.
Действие фильма более-менее придерживается достоверных фактов примерно до окончания ремонта проводки, после чего начинаются аварии, пожар, расчеты ЦУПа о том, что запасов кислорода хватит для возвращения на Землю только одного члена экипажа, запуск американского шаттла с целью захвата «Салюта-7» и прочее, прочее. Но, как говорят кинокритики, подобные страсти вполне оправданны в блокбастере. И потом, нужно же чем-то удерживать на протяжении двух часов внимание зрителя.
Но в общем и целом фильм получился. По мнению обозревателя кинопортала «Фильм.ру» Бориса Иванова, постановочно «Салют-7» не слабее «Времени первых»: «А художественно он лишь немногим менее глубок — за счет того, что его персонажи попроще, а сюжет преимущественно вымышлен и в нем меньше политических обертонов. Так что если вам понравилось космическое приключение Хабенского и Миронова, то вам, вероятно, понравятся и звездные похождения Вдовиченкова и Деревянко».