Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Точка, точка, запятая

Рисовать умеет каждый, уверен Павел Линицкий

Зачем писателю учить детей и родителей рисовать зайчиков и котиков?

Петербуржец Павел ЛИНИЦКИЙ в Интернете и книжных магазинах известен как автор очень простых уроков рисования и книжек из серии «Как нарисовать за 30 секунд». В это воскресенье в библиотеке «Читай-город» в Великом Новгороде при поддержке благотворительного фонда «Звёздный порт» он провёл для детей и родителей мастер-класс, на котором учил, как выводить на бумаге фломастерами и карандашами симпатичных мультяшных зверушек. Но кроме рисовальных, Павел пишет и художественные книги.

— Павел, вы считаете себя художником или писателем?

— Вряд ли я художник, поскольку не рисую иллюстрации или, например, картины. Но и не писатель: просто показываю, как можно что-то нарисовать, и из этого странным образом получились книжки. У меня есть несколько неизданных художественных книг. Вот когда они выйдут, тогда и стану писателем.

— Можно ли по вашим урокам стать художником?

— Вряд ли. Я ведь показываю, как изобразить с помощью простых схем симпатичных и смешных ёжиков, зайчиков, человечков, ракеты-паровозики, но этого мало, чтобы научиться рисовать по-настоящему. Важнее другое: мои уроки помогают переступить через «не умею рисовать». Обычно этим страдают взрослые. На каждом мастер-классе я прошу поднять руки тех родителей, кто не умеет рисовать, и обычно это 9 из 10. А в конце занятия эти же люди со смехом поднимают руки в ответ на вопрос «кто убедился, что умеет рисовать». Мои любимые читательские отзывы — про детей, которые не любили рисовать, а потом порисовали по моей книжке, и теперь мама не успевает точить карандаши. Так что главное в моих уроках — не научить рисовать, а показать, что рисовать интересно и это может каждый. Самое забавное, что у родителей на таких мастер-классах глаза разгораются больше, чем у детей.

— Но откуда у взрослых этот страх? Рисуем же с детского сада, со школы...

— Вспомните школьные уроки: рисуем кубик с тенью. Да, это необходимо для художника, но большинству детей в будущем вряд ли пригодится. Когда ребенок рисует то, что ему неинтересно, да еще и с удручающим результатом — откуда возьмется любовь? Мне кажется, что школа нашего, родительского, поколения только отбивала интерес к рисованию. А на моих мастер-классах мы рисуем нужные вещи — всем нужны зайчики! — и у всех получается хорошо. Когда считаешь себя криворуким и вдруг рисуешь классного жирафа, слона или пирата — это вдохновляет!

— Можно ли назвать ваши уроки арт-терапией? Или не задумывались об этом?

— Задумывался, ведь по образованию я педагог-психолог. Часто вижу, как на мои мастер-классы родители приходят усталыми — просто за компанию с ребенком, а уходят с улыбкой, расправив плечи, как будто груз какой-то сбросили. Мне кажется, это уже жирный плюс. Но главный, скажем так, терапевтический эффект — мы помогаем человеку переступить через одно из внутренних ограничений, он словно дает себе разрешение на творчество.

— Ваша идея с рисованием зверушек оказалась весьма востребованной. А с чего всё началось?

— Я с детства любил рисовать. Хоть криво, хоть косо — мог что-то изобразить, хотя художественного образования у меня нет. Когда старшей дочери было полтора года, она по многу раз просила нарисовать ей зайчика, и со временем я заметил, что рисую милого зайчика по простой схеме за пять секунд. Придумал такие схемы для других животных, выложил в Интернет, и вдруг оказалось, что большинство родителей не умеют рисовать — и мои «подсказки» им очень нужны. С тех пор вышла целая серия книг, но самым большим спросом по-прежнему пользуется самая первая, с самыми простыми рисунками — она переиздается уже 16-й раз.

— Ваш опыт отцовства стал весьма успешным. Есть желание им поделиться?

— Помимо книг и работы, которая кормит семью, я участвую в проекте по поддержке ответственного отцовства. К сожалению, отцы зачастую мало занимаются детьми. И книжки вроде моих — это прекрасная возможность для отца интересно провести с ребенком свободную минуту. Ведь всё, что нужно, — это карандаш и бумага или асфальт и мелки. Я всегда радуюсь, когда на мои мастер-классы приходят папы.

— В нашей стране многие считают, что возиться с детьми — не мужское дело...

— И не только в нашей. Мы работаем с коллегами из Швеции, Бразилии, других стран, и везде не хватает отцовского внимания. Но в последние годы ситуация заметно изменилась: сейчас чаще встретишь пап на прогулке с коляской или в поликлинике с детьми. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге провели опрос среди молодых отцов, и 60% из них сказали, что хотели бы проводить с грудным ребенком больше времени, если бы позволяла работа. В Петербурге работает «Папа-школа» — группы для будущих и молодых отцов, такие же группы есть в Новгороде и других городах России. Коллеги со смехом говорят, что туда сложно привлечь мужчин — «что мне там делать?», а потом пап приходится буквально выгонять: это ведь единственное место, где можно в мужской компании обсудить вопросы, связанные с детьми. Ну а кто считает, что настоящему мачо-мужику с детьми возиться не пристало — пусть скажет это героям нашей фотовыставки «Папино дело», среди которых — уважаемые спортсмены, байкеры, банкиры и другие успешные мужчины. Выставка прошла в Питере в прошлом году, а этим летом отправилась в Москву.

— Когда в книжных магазинах можно будет увидеть ваши художественные книжки?

— Одна книга называется «Такса Клякса и волшебная флейта». Она родилась из сказок, которые я рассказывал на ночь дочкам. Вторая — про рыцаря Сэра Бидона, который вечно попадает в дурацкие истории. Обе книжки ждут своего часа, а пока они выложены на моем сайте в Интернете.

Фото Анны Мельниковой