Понедельник, 06 мая 2024

Редакция

На пьедестале Олимпиады. Сценической

Членство в организации Асситеж — это знак качества для театров

Из Италии, где собирался исполком Международной ассоциации театров для детей и юношества, вернулась Татьяна БОБРОВА, заместитель художественного руководителя Новгородского театра «Малый», вице-президент Российского центра Асситеж.

«НВ» она рассказала о том, что дает труппам членство в ассоциации, о престиже проведения конгресса и фестивалей под эгидой Асситеж на территории своего государства.

— Многим зрителям в нашей стране название «Асситеж» мало о чем говорит. Меж тем театральному сообществу данная ассоциация известна хорошо. В чем ее значение?

— Напомню, это Международная неправительственная организация театров для детей и юношества. На сегодняшний день членами Асситеж являются большие и малые театры, в том числе ведущие национальные центры более чем из 80 стран.

Если вспомнить историю создания, то у истоков Асситеж в 60-е годы стоял и Советский Союз. И, кстати, в те годы ассоциация помогала открывать миру театры стран социалистического блока, создавать межгосударственные проекты, продвигающие новые формы в области театрального творчества для детей и молодёжи. В тот период членами организации были порядка 60 учреждений из СССР.

Сейчас в ассоциацию входят 40 российских театров и 10 индивидуальных участников. И всем нам Асситеж даёт возможность постоянно быть в курсе новых веяний, фестивального движения, обучения, обмена опытом. В организацию вступают коллективы, которые хотят меняться, экспериментируют с формами, сценографией, изобразительным языком, не боятся отстаивать свою точку зрения, показывать плоды своего труда и делиться наработками с другими. Членство в Асситеж — это как знак качества сценического продукта.

— Раз в три года проводится конгресс Асситеж. В промежутке — фестивали. За все время действия ассоциации в России лишь однажды — в Ростове-на-Дону — прошел конгресс. В чем причина?

— Конгресс Асситеж можно назвать Олимпиадой, только театральной. Это не только заседания специалистов, но еще и большой фестиваль, объединяющий десятки профессиональных спектаклей для детей и молодёжи со всего мира, сотни людей. Проведение подобного рода мероприятий для любого государства — непростая задача, как с организационной точки зрения, так и с финансовой. Страны взвешивают все за и против, прежде чем подать заявку на проведение конгресса. Идет борьба за право принять у себя членов Асситеж.

Весной этого года Всемирный конгресс прошел в ЮАР в Кейптауне, в 2020 году пройдёт в Японии. Слоган будущей театральной стратегии: «Навстречу неведомому».

Между конгрессами, как вы уже отметили, тоже — раз в год — проводятся фестивали под эгидой Асситеж. В следующем году съезд пройдет в Китае, в 2019-м — в Норвегии.

Право отбора участников фестиваля за страной-организатором. Не буду скрывать, «Малому» есть что показать, и было бы желательно попасть на фестиваль в Китай. Однако встает денежный вопрос. Дело в том, что принимающая сторона берет на себя расходы по размещению у себя, но не транспортные. Дорога до Поднебесной обходится очень дорого. Так что вопрос участия Новгородского театра «Малый» в китайском фестивале остается открытым.

— Но знаю, что есть планы по проведению в Великом Новгороде заседания исполкома Асситеж...

— Думаем об этом. Международный исполнительный комитет собирается дважды в год, но опять-таки там, где проводятся фестивали театров для детей и молодёжи. Я недавно вернулась из итальянской Мантуи, где члены исполкома не только рабочие моменты и планы Асситеж обсуждали, но и посмотрели разные фестивальные постановки в рамках Международного театрального фестиваля «Segni» .

В 2019 году в Великом Новгороде должен пройти XV Международный фестиваль «Царь-сказка», заявки на который, к слову, уже поступают, хотя официальный старт кампании будет дан только в следующем году. Так вот хочется на эту фестивальную неделю пригласить к нам и исполком Асситеж. Что, согласитесь, ещё больше поднимет престиж нашего города — как туристического центра, так и театрального.