Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Мы верим твёрдо в героев спорта

Фильм «Движение вверх» стал самым кассовым за всю историю российского кино.

Лента, рассказывающая о победе сборной СССР по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, вышла на экраны кинотеатров 28 декабря. Не самое удачное время для старта: россияне были озабочены подготовкой к Новому году и в кино не торопились. Сборы за первую неделю проката оказались довольно скромными. Однако название ленты стало в каком-то смысле пророческим: посещаемость постепенно пошла вверх. 13 января появилась информация о том, что фильм побил рекорд по сборам, установленный картиной «Последний богатырь». В целом он получил в прокате почти 1,7 млрд. рублей.

Критики предложили несколько объяснений такого успеха. Говорили, что сработала телевизионная реклама, что публика в новогодние каникулы, не зная, чем себя занять, потянулась в кино, что у фильма не было конкурентов — никаких заметных голливудских блокбастеров в эти дни не выходило. Но, на мой взгляд, есть еще одно простое объяснение. «Движение вверх» — хороший фильм. Для сравнения: «Викинга», который шел в кино в прошлые новогодние каникулы, рекламировали так же активно, но картина, уверенно стартовавшая в прокате, быстро начала сбавлять обороты. Но это не про «Движение вверх».

Сюжет таков: в 1970 году чиновники из Госкомспорта берут нового тренера мужской сборной страны по баскетболу. Тот, проверив команду в деле, на международной пресс-конференции неожиданно заявляет, что намерен победить американцев на грядущей Олимпиаде. Весьма самонадеянно, если учесть, что американская сборная не проиграла ни одного матча, а в самой стране «в каждом дворе баскетбольные корзины», как говорит один из героев.

Чтобы понять, чем закончится фильм, не обязательно идти в кинотеатр. История основана на реальных событиях, а потому заранее известно: наши победят. Казалось бы, неинтересно смотреть, когда знаешь концовку. Но на деле фильм все время держит зрителей в напряжении. Главное тут — не сама победа, а то, как герои шли к ней, преодолевая множество трудностей. У кого-то из баскетболистов серьезные проблемы со здоровьем, кто-то обижен на тренера, кто-то и вовсе планирует сбежать за границу. Авторы фильма признавались: они отчасти сгустили краски. Но, несмотря на это, снято и сыграно все так, что персонажам веришь. На высоте и актерский состав, и сценаристы, и режиссер.

Отдельно стоит упомянуть тот самый исторический матч. Ему в общем хронометраже отведено почти столько же, сколько он длился на самом деле. Разобраться в происходящем без труда смогут даже люди, далекие от спорта и не знающие правил баскетбола. Я, пожалуй, с ходу и не вспомню другой фильм, где соревнования были бы показаны так динамично и доступно для непосвященных.

Единственное, за что ленту можно критиковать, так это за искажение реальности — биографии спортсменов переданы не совсем верно. Да и сам баскетбол тоже не такой, как в 70-х. В матчах есть современные трюки, которых тогда просто не существовало. Авторы картины использовали их специально, чтобы добавить зрелищности. Можно ли за такое осуждать? В конце концов, фильм выполнил свою главную задачу — заставил сопереживать игрокам и гордиться их победой. И ещё — сожалеть о том, что все это в прошлом.

Фото из открытых источников