или Где в Великом Новгороде находится нулевой километр русских сказок
Прописку на «Сказочной карте России» новгородский Дед Трескун получил в начале февраля. По этому случаю в областной центр специально приехал её создатель — Алексей КОЗЛОВСКИЙ. После официального представления Трескуна для сотрудников музея-заповедника он провёл семинар, где поделился опытом, как превращать легенды в бизнес-проекты. Корреспондент «НВ» пообщалась с Алексеем, чтобы выяснить, возможно ли былинный потенциал области сделать прибыльным.
— На «Сказочной карте России» помимо Трескуна есть Садко из новгородской деревни Гостцы, Петрушка из Старой Руссы. Но о первом герое ничего не слышно, а продвижение второго держится исключительно на энтузиазме педагогов одного из детских садов районного центра. И что тут посоветовать?
— Не бывает так, чтобы герой сразу поменял инфраструктуру, он — старт. Садко у меня один из любимых персонажей. И я не понимаю, почему на родине рубля никак не задействован самый известный купец России. Примерно полтора года назад я встречался с новгородскими предпринимателями, но они тему не уловили — «нам нормально и так». Что касается Петрушки, надо понять, зачем городу этот герой. И либо он так и останется чьим-то увлечением, либо попробовать участвовать с ним в конкурсах грантов. В апреле в Великом Новгороде планируется проведение фестиваля сказки, на котором мог бы выступить и Петрушка.
— Как сделать прибыльным сказочный образ?
— Сказка — как обёртка, в которую можно завернуть всё что угодно. Туристы приедут на неё, а можно рассказать ещё и про историю, и про литературу, и про традиции. А Новгород вообще многослоен. Например, тот же мальчик Онфим с его исторической составляющей. Почему сказки работают — простой пример: куда поедет отдыхать семья, решает женщина, а она отталкивается от интересов ребёнка.
— Один из наших брендов «Великий Новгород — родина России». А как его сочетать со сказкой?
— Первое, что я услышал на экскурсии по кремлю, что Новгород — родина практически всего, в том числе и сказок. И раз присутствует такой внутренний пиетет, то почему бы не сделать в Новгороде нулевой километр сказок. Не надо его создавать в виде памятника, иначе придётся триста лет согласовывать. А можно попробовать в виде арт-объекта — клубочка, первого GPS-навигатора. Идея — на поверхности, предложу реализовать её музею-заповеднику. Очень хочу, чтобы в стране появился памятник Новому году.
— Идею его создания тоже подарите Новгороду?
— Её я предложил авторам Байкальского Деда Мороза. И легенда уже придумана — развозил Дед Мороз подарки по стране, вдруг увидел Байкал, поразился его красотой, пошёл погулять, а один мешочек с подарками забыл. Конкурс на лучший проект арт-объекта уже состоялся, осталось дождаться, чтобы его установили.
— А каким сказочным героям вы не даёте прописку на своей «Сказочной карте»?
— Обоснования должны быть филологические, краеведческие, исторические, литературные. Конёк-горбунок мог появиться только в Тюменской области, в городе Ишим, откуда родом Ершов. Золотая рыбка поселилась в Болдине, поскольку там Пушкин написал сказку про неё. А когда связывались со мной из Вологодской области, чтобы прописать её у какого-то озера на том основании, что там водится классная рыба, то — мои поздравления: но при чём здесь «Сказочная карта»? Поступали и другие немыслимые предложения: отметить Новосибирск как родину Снежной королевы, а одно из сёл сделать родиной Иванушки-дурачка.
Анна МЕЛЬНИКОВА
Фото с сайта turizm.ru