Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Удар, ещё удар – гол!

Фильм «Тренер» оказался неровным, но захватывающим

Я не люблю футбол. Сейчас это, пожалуй, звучит неуместно: вся страна готовится к чемпионату мира, строятся стадионы, а космические корабли бороздят просторы Большого... Нет, извините, это из другой ленты. В данный момент речь о режиссерском дебюте актера Данилы Козловского — драме «Тренер», вышедшей в прокат 19 апреля. Она как раз посвящена футболу.

Как я сказала, этот вид спорта оставляет меня равнодушной. Трейлер фильма тоже не произвел особого впечатления: все было предсказуемо, ни одного цепляющего момента, ни одной запомнившейся фразы. Тем не менее в кино я пошла, потому что фильмы о спорте у нас все-таки умеют снимать. «Легенда № 17» и «Движение вверх» были на удивление хороши, «Лёд» до них не дотянул, но запомнился благодаря грамотно снятым сценам фигурного катания.

И вот теперь — «Тренер». Скажу сразу: это не лучший образец жанра, однако и провальным его назвать нельзя.

Сюжет «Тренера» типичен для спортивной драмы. Футболист «Спартака» Юрий Столешников в важном матче не забивает гол, а потом еще и устраивает драку на поле. За это его лишают права играть. Позже находится клуб, готовый нанять его, — новороссийский «Метеор». Правда, теперь Юрию придется быть не футболистом, а тренером. И столкнуться с множеством трудностей. Его подопечные не очень-то хотят играть, болельщики не рвутся их поддерживать, власти города махнули на команду рукой, судьи продажны... Проблемы не слишком известной и успешной команды фильм перечисляет честно, вот только решение предлагает сомнительное. «Вы начните петь, и они начнут выигрывать», — говорит болельщикам главный герой. На экране такое срабатывает. В жизни сработает вряд ли.

Еще одно слабое место фильма — диалоги. «Это сестра моя, Варя. Она, кстати, врач-травматолог», — сообщает главному герою девочка. Понятно, что сценаристам надо было представить нового персонажа, но почему подросток на экране говорит так, как никогда не говорят его сверстники в жизни? Неестественность речи порой усугубляет актерская игра. Данила Козловский, который стал не только режиссером фильма, но и исполнил роль Юрия Столешникова, с ней справляется, а вот его партнерша Ольга Зуева играет, как сборная России по футболу: то ли не умеет, то ли не старается.

В итоге фильм вытягивают актеры на второстепенных ролях и сцены, снятые вовсе без диалогов. Эпизод, в котором Юрий Столешников умывается в тесной каморке, заставленной потертыми пластиковыми стульями, длится от силы минуту, но говорит об одиночестве и неустроенности героя больше, чем любые слова. Таких сцен много. Вот двое несутся на велосипедах по залитой солнцем улице, вот отец главного героя смотрит на полки, где рядком стоят видеокассеты с записью его игр, вот поют болельщики... Именно из-за таких по-настоящему сильных эпизодов, равномерно распределенных на два с лишним часа экранного времени, картину все же интересно смотреть.

Безусловно, кульминация любого подобного фильма — судьбоносное состязание. Здесь таким стал финал Кубка России, в котором «Метеор» играл с признанным лидером «Спартаком». Сцена явно задумывалась как самая напряженная в фильме и, по сути, такой и стала. Правда, лучшее, что тут есть, — это не футбол, не передачи и голы, а эмоции героев. На последних минутах фильма я уже была готова простить его создателям все недоработки, до того убедительно все вышло.

А вот футболом, увы, проникнуться так и не получилось.

Ольга ЛИХАНОВА

Фото из открытых источников Интернета