Суббота, 23 ноября 2024

Надежда Маркова

Уж не тот ли Федот?

В Белой башне Великого Новгорода появился первый постоянный обитатель

Это сотник Новгородского стрелецкого приказа, которого организаторы экспозиции пока неофициально нарекли Федотом Давыдовым.

— Так звали реально существовавшего стрелецкого сотника. Федот Давыдов был, судя по всему, настоящим ветераном. Мне он дважды попадался в документах: впервые в 1675 году в составе Новгородского стрелецкого приказа Якова Лутохина. Второй раз он упомянут как капитан Новгородского стрелецкого полка Христофора Палмера в 1699 году. То есть в Новгороде он прослужил как минимум 24 года! — говорит автор экспозиции, ведущий научный сотрудник Новгородского объединенного музея-заповедника Илья ХОХЛОВ.

Напомним, в башне, открывшейся недавно после реставрации, будет создана экспозиция «Оборонительные сооружения древнего Новгорода», которая должна отразить историю оборонительных сооружений древнего Новгорода и гарнизона Новгородской крепости. Основное внимание будет уделено XVII веку, времени активного функционирования башни.

«Охранять» Белую башню, как и положено, будут пушкарь и стрельцы, составлявшие в те годы основу новгородского гарнизона. Мастера из Тулы специально для этого проекта готовят реконструкции их костюмов, которые можно будет увидеть в будущей экспозиции на манекенах.

Белая башня была отреставрирована в рамках проекта Министерства культуры РФ и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и использование культурного наследия в России». Своё название она получила по имени церкви Алексея, человека Божия, которая располагалась неподалёку. Реконструкция оборонительных укреплений Новгорода в конце XVI века производилась по распоряжению Ивана IV Грозного. Второе название Алексеевской башни — Белая — связано с тем, что во время ремонта в середине XVII века она была побелена.

Надежда МАРКОВА
Фото Ильи Хохлова

Илья ХОХЛОВ:
— Стрельцы появились в составе новгородского гарнизона уже при Иване Грозном. В XVII веке именно они составляли основу гарнизона Новгородской крепости. В первое после ухода шведов десятилетие численность новгородских стрельцов составляла порядка 600 человек, в конце 20-х годов XVII века было принято решение удвоить её.