Понедельник, 23 декабря 2024

Надежда Маркова

От Балтики до Южно-Китайского моря

Изделия китайских мастеров можно разглядывать часами

Новгородский центр современного искусства накрыло очередной выставочной волной

Вниманию новгородцев представлено три экспозиции. И все они так или иначе связаны с национальным достоянием той страны, откуда приехали. Но больше всего внимания, по крайней мере в день открытия, привлекла выставка китайской (циньчжоуской) керамики «Нисин-тао» и живописи «го-хуа». Может быть, потому что помимо самих уникальных предметов китайские братья подготовили и обширную культурную программу с музыкальными номерами, мастер-классами и розыгрышами сувениров. Так что открытие майской волны затянулось почти на час.

— Такого у нас ещё не было, — резюмировал директор НЦСИ Сергей ПУХАЧЕВ.

Часами можно разглядывать и сами предметы китайского искусства: чайные пары, вазоны. «Пузатые красавцы» — так кратко, но ёмко охарактеризовал последние один из посетителей. И с ним нельзя не согласиться, потому что описать их необычную форму довольно сложно. Лучше и правда один раз увидеть.

История гончарного ремесла на территории провинции Гуанси восходит ещё к временам неолита. Первые большие печи появились там в эпоху династии Тан. Сегодня керамический центр Гуанси — один из четырех в Китае, где занимаются изготовлением уникальной керамической посуды. И многое здесь зависит от глины, пропорций, в которых её смешивают. Пористая структура циньчжоуской глины, например, прекрасно подходит для заваривания чая. Наш переводчик сказал, что оставленный в такой посуде напиток не портится в течение месяца. Проверить это трудно, потому что цена на посуду очень высока.

— Это удивительные не только по форме, но и по этике вещи. Мы ещё не привыкли, что обычный глиняный горшок именуется «Поздняя осень» или «Созрел виноград»... А у китайцев даже названия предметов заставляют задумываться, — не переставал удивляться и восхищаться Пухачев.

«Фигуристые» китайские горшки украшены ещё и рисунками. Чаще всего на них можно видеть женщин или детей. Как рассказал гравёр Чжан ДАПИН, рисунок «рождают» форма предмета и растекание глазури. Поэтому сразу предположить, что именно будет изображено, трудно:

— После того как ваза сформирована на гончарном круге и обожжена в печи, её поливают глазурью. Но не полностью, а местами. Глазурь растекается и даёт простор для творчества.

А вот художник и собиратель из Санкт-Петербурга Андрей САЗОНОВ ищёт вдохновение... в лопатах, часах, колёсах и прочей ржавой дребедени. Из этих предметов он создаёт свои ассамбляжи — необычные композиции. Он даже придумал термин — «реновационизм», что означает вторичное, но уже художественное использование когда-то произведенных утилитарных вещей. Поделкам, как сам Сазонов называет свои работы, отдан второй зал в Новгородском центре современного искусства. Здесь же представлен и народный портрет из коллекции собирателя. Когда-то эти полотна украшали купеческие дома, стены в деревенских избах, советские квартиры. Написанные нередко на обычной клеенке, они, конечно, далеки от профессиональных работ художников, но с наивной откровенностью рассказывают о портретируемых. В них — жизнь отдельных людей, семей, страны...

Третью выставку «Поющие холсты» организовало Генеральное консульство Литвы, работы для неё предоставлены кафедрой текстиля Вильнюсской художественной академии. Холсты сочетают в себе народное искусство, традиционные ремесла и инновации.

Есть в экспозиции и необычное поющее полотно, при изготовлении которого использовали электропроводящую краску. Оно называется «Ритм среди утков». На ней изображены представители пяти этнографических регионов Литвы — Дзукии, Аукштайтии, Жямайтии, Сувалькии и Малой Литвы. И если прикоснуться к картине, то можно услышать фольклорную музыку. Мы там были и всё слышали. Чудеса...

Фото Владимира МАЛЫГИНА