Вторник, 05 ноября 2024

Василий Дубовский

Новое слово

областной писательской организации: две книги и одна отставка

В Новгородской областной научной универсальной библиотеке состоялась презентация двух сборников, изданных региональным отделением Союза писателей при поддержке министерства культуры области.

Сразу двух! Это альманах «Вече» — проза и стихи. И книжица «Все поэты Новгородской области» — естественно, только стихи. При этом обложку поэтического сборника украшает акварель Олега Саулова. Стр. 248 «Веча» — это он же. Так, к слову.

Мы не творим кумиров

Что сказать, неплохо идут дела у наших мастеров слова. Творчески продуктивно. Если и было о чем печалиться редколлегии, так это о сроках, наверное. Объявлено было о необходимости сдачи материала не позднее августа. Досдавали и в декабре. Ибо закон давно сложен и писан: служенье муз не терпит суеты. Так даже лучше: цветущим маем под трепет новорожденной листы заслышать шелест лепестков-страниц.

Все, что под этими весенними обложками, Борис ЗОРИН, замминистра культуры региона, назвал встречей хороших добрых друзей.

Была замечательная атмосфера — тепло, прочувствованно. С уместной долей шутки. Почему-то необыкновенно популярен был Виктор Носов, «незнайкин» автор». С подачи Надежды ГУНЧЕНКО, директора нашей кремлевской библиотеки, выразившей свою любовь и уважение к тем, кто обладает даром соединять слова иным образом, чем «пакля — рвакля».

Следом главный редактор сборников, писатель и поэт Иван ЕГОРОВ, углубив тему созвучий, как бы между прочим сказал: «Там есть и такая рифма: «палка — селедка».

Чуточку посожалел, что не все произведения можно было опубликовать. Мол, иногда бывает так: замысел очень интересный, а вот по форме... Но не стал приводить известный афоризм: «Смысл есть — рифмы нет. Рифма есть...». Закончил собственным четверостишием:

Нет, нас не много, все наперечёт.
Мы не творим тельцов или кумиров.
Мы — текст, который кто-нибудь прочтёт,
Расправит крылья и взлетит над миром.

И тут нежданной рифмой зазвучала Софийская звонница.

«Послушаем?» — председатель правления Новгородского отделения СПР Светлана ПЕТРОВА-АМБРАСОВСКАЯ даже объявила маленькую паузу.

Это было красиво.

Как и творческая часть — выступления литобъединений. Первыми вышли на сцену пестовчане, им дольше всех домой. В ту минуту, когда председатель объявила перерыв с обещанием сделать по его окончании заявление, о доме вспомнили и многие другие, кому гораздо ближе, чем до Пестова. И зря, наверное. Светлана Викторовна объявила о своем намерении сложить полномочия.

И вот те раз!

Ведь жизнь-то налаживается. Два года региональный СПР раздирало и сотрясало. Внутренние распри — они у творческих людей тоже творческие, что только усугубляет. Суды. Вспомним тяжбу с вдовой поэта Игоря Таяновского по поводу авторских прав. Опубликовали без спроса его стихи. В разделе «Наследие» — нет нынче в альманахе такого раздела. Поскольку нет охотников рисковать скромным финансовым ресурсом Союза. Так или иначе, неприятности позади. Казалось бы...

Свое решение Светлана Викторовна объяснила усталостью. В конце концов у нее есть семья, ребенок. И она тоже просто хочет писать стихи. А роль «кризисного менеджера» ею уже исполнена.

Листая «Всех поэтов», я как раз прочел:

Давай помечтаем о счастье,
как в маленьком доме вдвоём,
оставив за дверью ненастье,
тихонечко мы заживём.
Топить будем русскую печку,
ходить за студёной водой.
И только Господь свою свечку
пусть держит над нашей судьбой.

Это — ее стихи. У поэтов тоже бывает личная жизнь.

«Удивительно не то, что она уходит, а то, что сумела так долго продержаться», — заметил Александр КОЧЕВНИК.

А может... А что теперь...

Статус и престиж

Две книжечки. Ах да, аж две! Оно и хорошо, и приятно. Но там не прочтешь, не угадаешь, что в Союзе по-прежнему не все так союзно и ладно, как хотелось бы. С уходом одних персон, и из жизни, увы, но в основном по причине очень эфемерной связи с регионом собственного писательского членства, действительно, настало некое умиротворение. Было 70 перьев, стало 52. Впрочем, после недавнего приема в ряды СПР поэта Дмитрия Евдокимова — 53. Нечаянно так совпало со счетом, абсолютно новгородским.

Есть и другая арифметика: 104 фамилии под обложками новых книг, но в убедительном большинстве там — те, кто не является членами Союза. И вот вопрос: как так вышло? Где молодая поросль? Не по сроку прозо- и стихосложения. Просто по паспорту. Так вот же она — Григорий Князев, Елена Пожаева... Не состоят, однако.

А кто состоит, многие из тех почему-то и по приятному книжному поводу не прибыли на дружескую встречу.

— У всех — свои причины, — говорит Светлана Петрова-Амбрасовская. — И это давно показательно. При прежнем правлении не было никаких презентаций. А как распространялись книги — отдельная история. Я считаю, нам много чего удалось изменить. В том числе остановить поток очевидной графомании. Только творчество, только талант — нет иных критериев для приема в Союз писателей. Но вопрос о статусности, о повышении престижа региональной организации еще не закрыт.

Да простит меня один из авторов, читавший на презентации свои стихи, грешным делом не сумел записать его имя. Ухватился за строчку: «И вдаль бегущая дорога нам не дает опять стоять».