В Великом Новгороде прошла «Белая ночь современного искусства»
Художники, музыканты, фотографы и просто те, кому не чуждо прекрасное, собрались 15 июня в Центре современного искусства. На улице перед входом для гостей был устроен перформанс, звучал джаз, работали мастер-классы по живописи. Но всё самое интересное ожидало новгородцев внутри. Новая, последняя в этом сезоне выставочная волна прибила к берегам Центра современного искусства целых пять экспозиций, и каждая из них заслуживала внимания.
Первая получила название «60/1». Загадочный шифр обозначает вот что: автору, фотографу Александру ГРИНЧИШИНУ, исполнилось 60 лет, и это первая в его жизни персональная выставка. А еще он — полковник полиции. Услышав это, не знаешь, чего ждать от фотографий. Возможно, Александр Анатольевич запечатлел трудовые будни коллег? Нет, ничего подобного. Его любимая тема — пейзажи.
— Я — сторонник классического пейзажа. Эта любовь возникла в детстве и лишь укрепилась с годами. Для меня фотоискусство — именно классические формы, так как применение всевозможных эффектов либо во время съемки, либо во время редакции создает уже новый, несколько иной жанр, — говорит Александр Гринчишин.
Свой первый фотоаппарат «Зоркий 2С», купленный с рук, он получил в подарок от отца. Маленькому Саше тогда было пять лет. Фотографией он продолжил заниматься и в школе, и в университете. Ни о каких программах для ретуши и обработки кадров в то время, конечно, речи не шло. Цифровые аппараты появились позже. Однако Александр Анатольевич до сих пор любит пленочную фотографию и свой старенький «Зенит», приобретенный еще в студенчестве, поддерживает в рабочем состоянии.
Следующая выставка волны — тоже юбилейная. Ее автору, театральному художнику Филиппу ШИПИЛОВУ, — 80 лет. Сам он юбилейных выставок не любит: называет их то ритуальными, а то и вовсе погребальными. Да и вообще, получив предложение рассказать о себе, говорит мало и неохотно. Зато о нем всегда готовы поведать другие.
— Я помню одну постановку про Древнюю Русь, в которой на стенке на лесах висели два художника и весь спектакль делали фрески. На переднем плане убивали людей, вскрывались измены, шли кровавые войны, а мужики мазали, мазали и мазали. Это была находка Филиппа, — говорит руководитель Новгородского центра современного искусства Сергей ПУХАЧЁВ.
Филипп Максимович успел поработать художником-постановщиком и главным художником театра в Великом Новгороде, а еще — в Пскове, Гомеле, Тольятти и других городах. В общей сложности он уезжал из Новгорода семь раз, но каждый раз его тянуло обратно. Отсюда и название его нынешней выставки — «Седьмое возвращение».
У Филиппа Шипилова — свой взгляд на известных исторических деятелей. Вот, к примеру, небольшой портрет создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Лица намечены лишь несколькими точными штрихами, но характер героев понятен сразу. Мефодий на картине — строгий замкнутый монах, Кирилл — явно человек более светский, расслабленный. Филипп Шипилов всегда трактует образы персонажей, пользуясь багажом знаний, опираясь на прочитанные исследования, и наблюдать, к каким выводам он пришел, очень интересно.
Еще одна выставку волны подготовил фотограф из Сан-Франциско Энди ФРИБЕРГ. Он всю жизнь снимает людей, как-либо связанных с искусством: галеристов, арт-дилеров, художников. Из поездок по России он привез серию фотопортретов музейных смотрительниц. Обычно их не замечают. Ну, сидит в зале пожилая женщина и сидит. А вот Энди Фриберг, пообщавшись с ними, был покорен их любовью к искусству.
Среди женщин, которых он снимал в Русском музее, Пушкинском музее, Государственной Третьяковской галерее, нашлись и бывшая актриса, и стоматолог, и экономист, и архивариус... Всего получилось 39 фотографий, объединенных общей идеей. Энди Фриберг пытался показать, что музейные смотрительницы сами со временем начинают походить на те произведения искусства, за которыми «смотрят». Что-то общее и впрямь есть: то поза такая же, как на картине, то прическа музейной работницы почти не отличается от прически аристократки, глядящей с портрета.
У фотографа из Санкт-Петербурга Андрея СТРЕЛЬНИКОВА тоже есть излюбленная тема. Он снимает руины. И объясняет тягу к ним так:
— Я заканчивал исторический факультет. Наверное, каждый историк мечтает о машине времени, чтобы можно было отыскать свой затерянный мир. У нас в Петербурге такие затерянные миры есть. Это законсервированные особняки, руины заводов.
Андрей признается: как фотограф он радуется, попадая в такие места, а как гражданин — грустит. Эту двойственность он и решил передать в своих снимках.
Наконец, последняя выставка — это иллюстрации художницы Анны ОПАРИНОЙ, созданные для книги «Религии мира: маленькая историческая энциклопедия». Быки из палеолитических пещер и драконы Древнего Китая, божества Индии и Японии, культовые сооружения разных эпох и религий... Все картины — яркие, волшебные, и каждая рассказывает свою историю.
Фото автора