«ЙОРШ» – это не про выпить. Это про новую волну панк-рока
По словам вокалиста группы «Йорш» Димы СОКОЛА (Соколов), на «КИНОпробах» — серьезная альтернативная сцена.
— Организаторы пригласили не только команды, что на слуху даже у тех, кто не причисляет себя к фанатам рока, но также группы новой волны, например, «Аффинаж», «Операция Пластилин», ну и нас — «Йорш».
— Дмитрий, несколько лет назад в одном из интервью вы отметили снижение интереса слушателей к панк-року. Какова ситуация сейчас?
— Если говорить о классическом, ортодоксальном панк-роке, пришедшем из Великобритании и США, ассоциирующемся с ирокезами, косухами, шипами и тяжелыми ботинками, то в этом направлении стагнация продолжается. И, естественно, снижается внимание людей к такому творчеству. Но при этом в России поднимается новая волна панк-рока — группы экспериментируют с музыкальными жанрами, в своих песнях поднимают остросоциальные темы.
— Музыка протеста?
— Да. Лет 20–30 назад меня бы засмеяли, если бы сказал, что рок — за трезвый образ жизни, за простые житейские радости. А сегодня масса команд, которые призывают в своих песнях отказаться от алкоголя, ставить амбициозные цели и добиваться их, поверив в себя и друзей. Мы поднимаем неудобные для власти темы. «Йорш» много ездит по стране, и мы с ребятами наблюдаем разную жизнь. Так, перед Чемпионатом мира по футболу в городах-участниках вместо того, чтобы отремонтировать или отреставрировать старые здания, их просто завесили красивыми ширмами. Целые улицы! Идешь словно по картонному городу. И у нас родилась песня «Нарисуй мне счастье». Еще мы поем про то, что государства, иногда намеренно, без особой на то надобности, усложняют жизнь своим гражданам. Жизнь без границ — не такая уж и сложная штука. Нужно просто попробовать. У меня вон даже на футболке написано: «Моя религия — любовь, национальность — человек».
— В этом году группе «Йорш» — 15 лет. Солидный возраст.
— Принято считать, что команда была создана в подмосковном Подольске в 2003 году, после распада школьной рок-группы. Но более-менее адекватное представление о музыке появилось у нас только в 2006-м. И если начинали мы с классического панк-рока, то то, что делаем сейчас, кардинально отличается от той музыки.
— Сергей Фирсов, директор знаменитой питерской котельной «Камчатка», в которой когда-то трудился Виктор Цой, говорит, что многие фестивали в нынешнем их виде не имеют ничего общего с настоящим роком, потому что с их сцен звучат лишь старые группы и почти нет притока свежей крови. Согласны?
— Как я уже отметил, на «КИНОпробах» много групп новой волны. Но отчасти я соглашусь с Фирсовым. В том плане, что продюсерам, организаторам фестивалей, владельцам музыкальных теле- и радиоканалов проще крутить проверенных временем и публикой старичков, а молодых народ может с ходу и не оценить. Кроме того, и сами мэтры рока не заинтересованы в том, чтобы уступать место на Олимпе кому бы то ни было еще.
Но при всем при этом сегодня для того, чтобы стать популярным у широкой аудитории, не нужно записывать диск и идти на поклон к продюсеру — достаточно выложить свои песни в Сеть, и пользователи сами решат, хорошую музыку ты исполняешь или нет. Сейчас можно собирать большие площадки, не выезжая на фестивали. И если раньше судьбу музыканта в обязательном порядке решали продюсеры, то в наше время они мониторят Интернет и сами выходят на коллективы.
— Многие популярные группы новой волны представляют разные регионы нашей страны, но не Москву. Случайность?
— Нет, тенденция. Новый рок, поднимающий социальные темы, действительно рождается на периферии. Столичная околокультурная тусовка долгое время вообще не обращала внимания на то, что происходит за МКАД, это и дало возможность талантливым ребятам из небольших городов выработать свой уникальный стиль, взорвать Интернет, заполучить фанатов по всему миру. И за несколько лет стать востребованными на концертных площадках и фестивалях.
— В планах команды «Йорш» — новый альбом?
— Путем краудфандинга нам удалось собрать почти 500 тыс. рублей. Планируем следующей весной записать новый альбом. Рабочего названия пока нет, но не исключено, что возьмем строку песни, которую я уже упоминал: «Нарисуй мне счастье». И в ближайшее время пару композиций из этого сборника выложим в Сеть.
Дружеская шайка-лейка
Илья Чёрт – за книги и за то, чтобы памятники ставили при жизни...
После концерта лидер группы «Пилот» Илья ЧЁРТ (Кнабенгоф) дал пресс-конференцию.
— Мы только приехали, и практически с колес нужно было на сцену выходить. Не просто раскачаться. Я думал, что и публику будет трудно завести. Но нет — ребята сразу подхватили песни, — начал беседу с журналистами рок-музыкант, писатель и поэт.
На вопрос о Викторе Цое ответил, что долгое время мечтал спеть «Группу крови». И вот уже пару лет «Пилот» исполняет эту композицию:
— Правда, изначально коллектив был против, чтобы брать в репертуар песни других известных команд. Пришлось убеждать. Хочу еще что-то из нетленки «Гражданской обороны» и «Объекта насмешек» попробовать...
А вот к фильмам и памятникам после смерти музыкантов Илья относится резко отрицательно:
— Снимать и рассказывать нужно про живых, а не когда людей уже нет. Мне иногда говорят, мол, вы — такой хороший человек, на это отвечаю, что так кажется тем, кто меня мало знает. После смерти напридумывать можно многое. Так что после того как уйду — чтоб никаких концертов памяти и скульптурных композиций. Прокляну!
По словам Ильи Чёрта, сейчас литературное творчество пришлось отложить — всё свободное время отдается маленькой дочке. Последняя вышедшая два года назад книга «Проза» объединила всё, что в этом жанре Чёрт написал за 10 лет. Илья говорит, что сюжетных задумок еще очень много. И как только дочурка чуть-чуть подрастет...
Такой плотный график концертов, что с даже с друзьями в Питере пересекаемся редко. И каждый раз — в бане. Мы нашей банной секте даже название дали — «Шайка-лейка».
Фото автора