Суббота, 23 ноября 2024

Надежда Маркова

Битва местного значения

Реконструкторы — визитная карточка любого «средневекового» фестиваля

Фестиваль средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел «Княжья братчина» в Старой Руссе получился камерным. Но в этом нет ничего плохого

Солнце после обеда палило в городе на Полисти нещадно... Рыжий, сняв рубаху, сидел на скамье под навесом и приводил перед предстоящим боем в порядок щит. Хотя в своей «пятёрке» Рыжий — копейщик. Помимо него в турнире от мастерской «Тролльхейм» бились ещё пара-тройка щитов и копьё.

— Мы занимаемся ранним Средневековьем, — уточняет веснушчатый парень с рыжими волосами Антон ПАВЛОВ. — Вроде бы здесь всё по-настоящему, но не так болезненно, как, например, в XIII веке, когда ты бьешься, пока не упадёшь от бессилия, или XVII веке, когда твой оптимизм сокращают отсутствие доспехов и наличие колюще-режущих предметов.

Рассуждения о гуманности раннего Средневековья тут же заинтересовали Лютого, в миру — Леонида ЛЕППА, наемника из клуба исторической реконструкции «Серебряный вепрь», заглянувшего к соседям на кружку горячего чая, который, как говорят, перед боем очень полезен.

— Пластину титановую я уже вытащил, лицо шито-перешито, во рту не один имплант... Так что двуручный топор, которым я «работал», в итоге пришлось сменить на копьё. Во-первых, на всех «пострадавших» у меня просто-напросто серебра не хватает — а по правилам за каждую травму сопернику нужно приносить виру (штраф за увечья в Древней Руси. — прим. автора), да и с каждым годом правила боев ужесточаются: многие удары, которые были историчны, сегодня запрещены.

Жажда крови

Кстати, именно реалистичности и, может быть, даже жестокости боя многим зрителям в ратной программе «Княжьей братчины», прошедшей в минувшие выходные в Старой Руссе, и не хватило. «Что это за сражение, едва касаются друг друга копьями и тут же падают, удары слабые, актёрские» — то и дело можно было слышать в толпе зрителей.

Чтобы послушать фолк-музыкантов, гости приезжали из других регионов

— Не стоит забывать, что современный мечевой бой официально признан видом спорта, со своим регламентом, сеткой соревнований и правилами. И травматизм, конечно, здесь есть. И то, что фестиваль проходит на стадионе, в данном случае — даже символично, хотя многим и не очень нравится — не так атмосферно, — поясняет председатель судейской комиссии «Княжьей братчины» Андрей ОРЕЩЕНКО.

Кстати, в этом году впервые за всю историю «Княжьей братчины» на фестивале проводилась так называемая «чиповка» — проверка оружия перед боем. Хотя для подобных мероприятий — это обычная практика. Но, как признали сами организаторы, они знали, что недорабатывают в этом вопросе, и в нынешнем году пригласили команду профессиональных судей.

— Мы проверяли заточку макетов оружия, углы скругления — всё должно быть по стандартам, — объясняет Орещенко.

И результат не заставил себя ждать: два бойца были сняты с соревнований... за подлог. Судьям было предъявлено одно оружие, а на поле боя воины вышли с другим.

Вообще же, нынешняя «Княжья братчина» стала своего рода тестовой площадкой для начинающих судей и охраны.

— Институт судей у нас пока только формируется, и нам важна практика именно на таких небольших фестивалях, когда бои идут не с очень большим накалом страстей и можно отработать разные ситуации, — продолжил Андрей Орещенко. — Но охраны, следившей, чтобы зрители случайно не оказались на поле брани, на «Княжьей братчине» должно быть больше. То ребёнок на поле во время боя выбежал, то «желающие посмотреть поближе» несколько раз оказывались под ударом. Хорошо, что пронесло, как говорится.

А вот сотрудники внутренних дел сработали на братчине на отлично. Как сообщили в пресс-службе УМВД по Новгородской области, 4 августа в Старой Руссе во время фестиваля «Княжья братчина» участковый уполномоченный полиции заметил мужчину, по приметам схожего с находящимся в розыске по подозрению в убийстве, взбудоражившем соседний регион. Подозреваемого задержали.

Три в одном

Как говорят сами реконструкторы, на просторах России-матушки каждые выходные где-то «бьют людей железной палкой» — конкуренция среди исторических фестивалей огромная. Знают об этом и организаторы «Княжьей братчины».

— Поэтому мы стараемся максимально разнообразить нашу программу: объединить и ратные состязания, и музыкальную часть, и интерактивные площадки для зрителей, — говорит режиссер мероприятия Алексей БУРЬЯК. — Для нас важно, чтобы зритель не только смотрел и слушал, но сам стал непосредственным участником мероприятия.

На программу нынешней братчины повлиял и Чемпионат мира по футболу — во второй день фестиваля прошёл турнир по шелыге.

— Это старинная русская игра, можно сказать, древнерусский футбол. Игрокам, облачившись в древнерусскую форму, нужно было забить мяч из обмоток в углубление в земле, — пояснил Алексей Бурьяк.

На «Княжьей братчине» каждый мог найти что-то интересное для себя: пока отцы семейств с отроками примеряли доспехи и брали уроки ведения боя на мечах, девушки могли спокойно пройтись по древнерусскому торгу, заплести косы, став ещё краше, или вместе с дитём прокатиться с ветерком на «закрутихе» — прадедушке современного колеса обозрения. Качели эти, как в старые добрые времена, работают без электричества, усилиями могучего доброго молодца. Этот аттракцион, надо признать, стал одной из тех самых «фишек», которые создают впечатление о празднике.

А что в остатке?

По приблизительным оценкам организаторов, фестиваль в Старой Руссе посетили около двух тысяч человек, самих ратников было больше сотни. Кстати, заявки на следующий год уже поступают, и их значительно больше, чем в этом году, что явно говорит о росте популярности «Княжьей братчины». За два дня на сцене фестиваля выступили ведущие фолк-коллективы России, среди которых — легендарные и знакомые новгородцам короли пивного фолка «Тролль Гнёт Ель», «Сколот», «Калевала». Впервые приехала команда из Тюмени Guilead с «дискотекой для тех, кому за семьсот». Послушать музыкантов многие гости специально приехали в Старую Руссу из соседних регионов. Много это или мало?

— Размаха фестивалю, конечно, не хватает, — признавали сами участники. — Вот на «Былинном береге» в Тверской области, например, сотня на сотню выходили биться.

— Там и участников — тысячи, тут же парировали ратники друг другу. — Масштаб другой и бюджет — тоже.

— На мой взгляд, здесь однозначно не хватает всадников, — заметил Андрей Орещенко. — Никто не говорит, что их должно быть много. Пусть на поле «топчутся» десятка два воинов и четыре рыцаря на конях — картина и впечатления были бы уже совсем другие. В общем, организаторам есть над чем работать.

А вот «Троллю» Константину Румянцеву, фронтмену группы «Тролль Гнёт Ель», всё понравилось.

— Я успел прогуляться по Старой Руссе перед концертом — очень уютный старинный городок. И хорошо, что фестиваль проходит именно здесь — вдали от столичной суеты. Россию-матушку нужно показывать и развивать.

Кстати, сколько же всего елей погнул за почти двадцатилетнюю историю группы Тролль, вы узнаете в следующем номере из интервью «дяди Кости», как ласково называют лидера группы поклонники и реконструкторы.

Фото автора и Валерии Вирской

Игорь АНАНЬЕВ, заместитель главы Старорусского района:

— Старорусский район заинтересован в проведении «Княжьей братчины». На это мы ежегодно выделяем средства и отказываться от фестиваля не собираемся. Сегодня мы возвращаемся к понятию «город-курорт». А «Княжья братчина» — прекрасный повод окунуться и в древность, и в атмосферу нашего небольшого старинного города.