Воскресенье, 19 мая 2024

Василий Дубовский

Storia и история

Итальянский взгляд на русское искусство

Новгородские и итальянские реставраторы обсудили «Актуальные проблемы реставрации фресковой живописи»

Название семинара — рабочее, вполне себе официальное. И вроде по-русски, хотя нашего тут только «живопись». Первые три слова происходят из латинского, еще одно — из языка наследников Древнего Рима. «Fresco» с итальянского — «свежий». Отсюда — понятие живописи по сырой штукатурке. Такова данность: нас опередили.

 

Новгород — не Санкт-Петербург, во многом обязанный своим великолепием итальянским зодчим. Но и у нас исследователи находят следы влияния великой культуры Апеннин. Хотя бы в новгородском детинце.

— А монастырь, основанный Антонием Римлянином? — отвечает мне вопросом Ирина АРТЕМЬЕВА, директор центра «Эрмитаж — Италия». — Сохранившиеся там фрески — это же Равенна. Прямые параллели можно проводить.

Италия — чемпион по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Их там 155. И эта страна умеет беречь свое историко-культурное наследство.

— Еще академик Дмитрий Лихачев говорил, что в области реставрации памятников первенство — за Италией, — напоминает художник-реставратор Новгородского музея-заповедника Татьяна РОМАШКЕВИЧ. — Россию он ставил на третье место.

Бронза — в мировом масштабе тоже неплохо. Впрочем, сами итальянские гости по завершении семинара высказывались в том духе, что это был диалог абсолютно на равных. Очень сильное впечатление на них произвел новгородский Центр реставрации монументальной живописи. Люди, которые там трудятся, и технологии, которые там применяются.

Чувствовалось, что реставраторам хотелось пообщаться, как говорится, сверх регламента. Задача у них, в принципе, одна и та же. Но у разных школ всегда найдутся свои особенности, нюансы, безумно интересные для профессионалов. Допустим, как итальянцы используют гитарные струны при снятии фресок (такая техника была упомянута в одном из докладов)? «Мы и сами хотели бы знать», — отвечали мне реставраторы-новгородцы.

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор государственного «Эрмитажа», подводя итоги, отметил, что за два дня работы нередко звучали слова «сенсация» или «сенсационно». Примером тому — выдающийся опыт реставрации фрески «Триумф смерти» в Палермо. Двадцать лет кропотливейшей работы.

— Когда мы начинали, были еще молодые и красивые, — улыбнулся реставратор Карло ДЖАНТОМАССИ.

И как же это было понятно его российским коллегам, долгие годы собирающим, восстанавливающим и возвращающим на стены храмов бесценные образцы средневековой росписи. Италия, кстати говоря, тоже пострадала от войны. И знаменитая фреска из Палермо (этот город бомбили американцы) — именно тот случай.

Синьор Джантомасси просто очаровал коллег этой фреской, рассказав еще и о том, что ею вдохновлялся Пикассо, когда писал свою «Гернику».

— Всё просто, — а это уже итоги от Паолы ЧОНИ, директора института культуры Италии в Санкт-Петербурге (данный институт и центр «Эрмитаж — Италия» — главные организаторы семинара), — я вижу, что ваши люди любят Италию. Нам нравится здесь: Великий Новгород — один из красивейших городов России. Нам надо встречаться.

Как минимум одним перспективным проектом стало больше: синьора Чони побывала в НовГУ, обсудив в ректорате идею создания при университете итальянского центра.

Надеются на дальнейшее сотрудничество, в частности на возможный обмен специалистами, и в музее-заповеднике.

— Мы, со своей стороны, всегда готовы принять наших итальянских коллег, — сказала корреспонденту «НВ» генеральный директор НГОМЗ Наталья ГРИГОРЬЕВА.

Ждать продолжения можно и нужно: Эрмитаж рассматривает Великий Новгород как партнера в рамках своей обширной «итальянской программы», включающей в себя конференции, выставки, издательскую деятельность. Ведь Новгород, как сказал Михаил Пиотровский, — живая энциклопедия настенной живописи и вообще древнерусской культуры.

Фото novgorodmuseum.ru