Вторник, 24 декабря 2024

Василий Дубовский

Бог нам генерал

Издания конца XVIII века и деревянная скульптура преподобного Нила Столбенского

Суворов мог стать монахом, а стал генералиссимусом

В декабре 1798 года «Всеподданнейший богомолец Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский» в письме из своего имения в Кончанском просил Павла I позволить ему отбыть в Нилову Новгородскую пустынь.

Ничего не ответил просителю Павел Петрович. Но спустя несколько месяцев прислал ему императорский рескрипт, назначив Александра Васильевича в поход против французов. Помолясь, Суворов отправился в свой последний и легендарный поход в Италию и Альпы, стяжав всемирную славу.

«Ставлю вас на высшую ступень почести», — в благодарность император присвоил полководцу звание генералиссимуса.

История не знает сослагательного наклонения, но... Если бы в Европе не назрела война и Павлу I не понадобился опальный, сосланный в глушь Суворов, кто знает, может, государь удовлетворил бы его просьбу? Пустынь так пустынь!

Но ведь сам Александр Васильевич, когда обращался с письмом к августейшей особе, едва ли сколько-нибудь лукавил.

— Ему уже было близко к 70-ти, — говорит директор музея-усадьбы А.В. Суворова в Кончанском-Суворовском Марина ВАСИЛЬЕВА. — По меркам своего времени — чуть ли не глубокий старик. К тому же больной, страдавший от ран, полученных в сражениях. Он же с 16 лет был на службе. И при этом Александр Васильевич, несомненно, был искренне верующим человеком, очень набожным. Ни одного дела не начинал без молитвы. Военных побед себе не приписывал, говоря: «Бог нас водит, Бог нам генерал».

Вот этой известной стороне личности выдающегося соотечественника и была посвящена выставка «А.В. Суворов и православие» в филиале Новгородского музея-заповедника в Кончанском-Суворовском. Небольшая экспозиция (всего 14 предметов показа) была размещена в притворе церкви Александра Невского. И оказалась скоротечной — всего несколько дней. Все-таки притвор не пригоден для длительного экспонирования полиграфических раритетов религиозного содержания. А там были издания конца XVIII века. Не буквально суворовские из его библиотеки (она не сохранилась), но такие же, как он любил читать.

Часть экспозиции всё же остается. А именно — предоставленные архивом кино- и фотодокументов из Санкт-Петербурга материалы по истории двух храмов, построенных Суворовым. Кроме названной уже домовой церкви, это — храм Живоначальной Троицы в соседней деревне Сопины.

Как бы то ни было, тема, откуда есть пошел знаменитый суворовский дух, одной выставкой не исчерпывается. Будет возможность — заезжайте. Благо дорога на Боровичи теперь не та, что раньше. Хотя при всяком дорожном варианте тут вам не переход через Альпы.

Фото из архива НГОМЗ