Суббота, 04 мая 2024

Редакция

Прекрасное и мимолётное

Новгородцы увидят 70 гравюр

Фото: автора

В Великий Новгород привезли «картины зыбкого мира»

До 10 декабря в Музее изобразительных искусств выставлены семьдесят японских гравюр XVII–XIX вв. и шесть традиционных костюмов. Всё — из коллекции москвича Кирилла ДАНЕЛИЯ. Он, кстати, приехал в Новгород на открытие экспозиции. И в беседе с журналистами сообщил: в таком составе его коллекция еще нигде не выставлялась. Прежде Кирилл отбирал японские гравюры, чтобы показать в Ульяновске и Нижнем Новгороде, но поскольку экспонаты каждый раз меняются, все выставки уникальны.

Гравюр у Кирилла Данелия хватит, чтобы составить еще хоть пятьдесят непохожих друг на друга экспозиций. Это не преувеличение. Сейчас в его коллекции около 3500 произведений японской графики.

— Прелесть коллекционирования гравюр в том, что они все плоские. Основная коллекция у меня хранится в папке, которая не занимает много места, — смеется Кирилл. — На стене гравюры постоянно держать нельзя, они быстро выгорают. А в папке — в самый раз.

Работы, представленные на выставке, выполнены в жанре укиё-э. Это дословно переводится как «картины зыбкого мира». Основная тема работ — повседневная жизнь со всеми ее мимолетными горестями и радостями. На гравюрах — пейзажи, запечатлённые в разные времена года, хрупкие цветы, портреты красавиц, веселые танцевальные праздники. Тут же, по соседству, висят картины не столь мирные: драки, войны... На двух гравюрах и вовсе запечатлена битва с кошкой-оборотнем. Вот такая она, повседневная жизнь японцев.

К слову, в Японии XVIII века работы в жанре укиё-э были очень популярны. Картинки так полюбились купцам и ремесленникам, что под новый изобразительный жанр адаптировали заимствованную из Китая технику печати текстов и изображений с деревянных блоков — ксилографию. На протяжении нескольких десятилетий изображения печатались с одного блока и были черно-белыми, затем их стали раскрашивать вручную, а к середине XVIII века появилась технология печати с блоков, отвечавших за разные цвета. Задействованные в работе мастера совершенствовали процесс производства и со временем смогли добиться таких эффектов, как отражение на водной глади или тисненая текстура. В конечном итоге интерес людей к укиё-э настолько вырос, что ими заинтересовалось государство. С 1799 года за выпуском картин надзирали цензоры, определявшие тематику и размер изображений.

В Великом Новгороде гравюры, скорее всего, тоже будут популярны. На открытие выставки, состоявшееся 19 октября, собралось много ценителей прекрасного. Сотрудники Новгородского музея-заповедника пояснили, что экспозиции, посвященные Японии и Китаю, пользуются спросом в нашем городе. Будем надеяться, что до цензуры дело не дойдет.