5 ноября открывается XXII Международный театральный фестиваль по произведениям Достоевского
В этом году он пройдёт с рекордным размахом: в программе — 14 спектаклей театров Европы и Азии. Тексты Достоевского зазвучат на японском, польском, литовском, словенском языках. Три спектакля пройдут в Музее романа «Братья Карамазовы» и Доме-музее Достоевского в Старой Руссе.
В Великом Новгороде постановки займут четыре городские сцены. Впервые в истории фестиваля будет опробован формат онлайн-трансляции спектаклей в кинотеатр. Две камерные постановки, запланированные к показу в Старой Руссе, новгородцы смогут увидеть в Киноцентре «Россия». Всё это — совместный проект НОТКА и Новгородского музея-заповедника.
Откроет фестиваль премьера — русско-финский спектакль «Der Spieler». Над постановкой по мотивам романа «Игрок» с начала сентября работают финский режиссёр Яри ЮУТИНЕН и труппа Новгородского академического театра драмы. Роман «Игрок» привлек режиссёра жестокостью и азартом. Кроме того, в старинном тексте нетрудно разглядеть современные, актуальные смыслы. По словам Юутинена, от премьеры зритель может ждать чего угодно.
— В первую очередь я надеюсь на отличную актёрскую игру, интересные декорации, атмосферу, очень хорошую музыку — музыкальные партии в спектакле будет исполнять струнный квинтет Новгородской филармонии. Надеюсь, что зрителя заинтересует наша интерпретация не самого известного романа Достоевского. Моя идея в том, что, с одной стороны, жизнь людей — результат их поступков, а с другой — они вовлечены в отношения со многими людьми, — рассказал режиссёр.
К слову, Яри Юутинен намерен создать постановку международного уровня. Уже ведутся переговоры о гастролях в Финляндии. Партнеры проекта рассматривают возможность участия в европейских фестивалях. Что до новгородского фестиваля, то, по мнению Юутинена, этот долгоиграющий проект очень хорош.
— Каждый режиссёр, читая один и тот же текст, всякий раз находит что-то новое. Достоевский, Чехов, любой другой классик — неисчерпаемы. Это такие глыбы, из которых мы можем взять лишь немного, от оригинала при этом не убудет. Черпать из классиков можно бесконечно. И никогда не будет слишком много Достоевского, — уверен Яри.
Пожалуй, зрители с этим высказыванием согласны. Ведь билеты на некоторые постановки полностью раскуплены за несколько недель до начала фестиваля. Так, ажиотаж из-за остановленных продаж разгорелся вокруг спектакля «Преступление и наказание» театра из Любляны (Словения). Организаторам даже пришлось спешно договариваться о введении дополнительных посадочных мест.
— Всё это показывает интерес новгородцев к фестивалю. Что касается роста его популярности в целом, то это величина относительная. Много лет подряд фестиваль проходил в основном в Старой Руссе. Некоторые жители областного центра о нем даже не слышали, — комментируют организаторы. — Но в этом году в программе много высокотехнологичных, масштабных постановок, требующих сложного оборудования. Поэтому задействованы сцены Великого Новгорода. Такой фестиваль для города пока в новинку.
Остаётся надеяться, что каждый желающий вновь открыть для себя Достоевского сможет выбрать из программы что-то на свой вкус, ведь найти в фестивальной афише можно буквально всё: от задушевных бесед до психоаналитического ночного кошмара, от трогательной трагикомедии до современного рок-драйва и мультимедийных декораций. А консультацию по вопросу «Что выбрать?» всегда можно получить в официальном сообществе проекта. Ведь, как справедливо замечают организаторы, уютно устроиться дома с прозой Достоевского можно всегда. А театр — явление экстремальное. И он любит Достоевского за экстремальные характеры и сюжеты. За детектив, парадоксальную психологию, поиски своего «Я». И отказывать себе в удовольствии приобщения к этому поиску не стоит.