Воскресенье, 28 апреля 2024

Людмила Данилкина

Соловки. Горы. Люди

Оксану Немолочнову привлекают как привычные мелочи жизни, так и недосягаемые горные вершины

Фото: автора

Когда в персональной мастерской создаются личные миры, а в театральной — воплощаются чужие

Оксана НЕМОЛОЧНОВА назначила встречу в Десятинке, где в Музее художественной культуры Новгородской земли только что завершилась ее выставка «Из моей жизни». Здесь же, на территории монастыря, находится и мастерская художницы.

— В сборных выставках я довольно часто принимаю участие, — начинает разговор член Союза художников России. — А вот персональных экспозиций не так много было. До этого года. Нынче сразу две прошло. Так творчески я, во-первых, решила отметить свой юбилей, во-вторых, поняла, что как живописцу мне есть что показать.

В мастерской Оксаны, вопреки расхожему мнению, нет художественного беспорядка: все работы развешаны или расставлены согласно логике их создательницы. Она признается, что в последние годы предпочитает писать акриловыми красками, потому что они позволяют быстро запечатлевать то, что хочется автору.

— В этом году подготовка сразу двух персональных выставок занимала всё мое время. Я ничего не писала. Сейчас настраиваюсь. Но сказать, в какой момент придут идея, сюжет, вдохновение, не могу. Это всегда по-разному происходит. Работы последних лет точно делятся на три блока: Соловки, горы, люди, — продолжает Оксана Немолочнова. — Вот странно: Крым, который люблю и часто туда езжу, почти не изображаю, а на Соловках была всего раз, но вновь и вновь возвращаюсь к ним в картинах. Что касается гор, то это — отдельная философия. Помимо того что там очень красиво, там осознаешь, насколько человек — малая величина и насколько хрупка его жизнь. Побывав в горах, начинаешь по-настоящему ценить то, что имеешь. Ну а за людьми люблю наблюдать, слушать их. Предпочитаю беседовать не в компаниях, а с глазу на глаз — так человека лучше понимаешь. Меня привлекают обычные, простые, житейские истории, в которых участники максимально проявляются. Переношу такие сюжеты на холст.

При кажущейся размеренности и неспешности её бытия Немолочнова — человек деятельный. В прошлом учебном году преподавала в НовГУ. В мастерской в Десятинке формирует, как говорит, свои миры, в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый», где заведует художественным цехом, — создает чужие...

— Разделяю себя как обычного художника и театрального, потому что это — разные направления. Но даже мысли не допускаю, чтобы оставить работу над сопровождением спектаклей, — рассуждает собеседница. — Когда несколько лет назад, а я тогда после окончания вуза преподавала в НовГУ, увидела газетное объявление о том, что в «Малый» требуется художник, не задумываясь, пошла трудоустраиваться. В своей мастерской я — сама себе режиссер, сама единолично решаю, что и как буду писать. В театре же то, что зритель видит на сцене, — это всегда коллективный продукт. И никак иначе. Сейчас вот в работе, можно сказать, пока в черновиках, сразу несколько постановок. И мои мысли художника постоянно вокруг да около них крутятся.

В планах музея в Десятинном монастыре есть выставка работ художников театра «Малый», чему Немолочнова рада. Говорит, что в запасниках практически шедевры хранятся, созданные руками ее предшественников. Как действующий заведующий худцехом она уже обдумывает композицию и оформление будущей экспозиции.

Что же касается личных планов героини, то заядлый путешественник Оксана Немолочнова мечтает побывать и писать красоты архипелага Новая Земля, Камчатки, Земли Франца-Иосифа и… Северного полюса.