Пятница, 22 ноября 2024

Надежда Маркова

Человек мира

Александр Олигеров работает много: ежегодно он пишет около 40–50 картин

Фото: из архива Александра Олигерова и из открытых источников

Во Флориде готовится большая персональная выставка картин новгородского художника Александра ОЛИГЕРОВА

А на днях картины новгородца, работающего в стиле модернизма, были представлены в столичном Центре дизайна Artplay, где открылся третий экологический арт-проект «Вибрации Земли». Наша планета в представленных на выставке работах современных российских художников, фотографов и скульпторов играет символическую роль объединяющего начала в эпоху противоречий и разлада в национальных и международных государственных отношениях.

Работы новгородца выставляются в галереях разных стран

Кураторы проекта отобрали сразу шесть работ Александра Олигерова. В основном это картины из нового проекта художника «За три минуты до рассвета». О том, где ещё сегодня можно увидеть его творения и как к русским живописцам относятся за рубежом, художник рассказал журналисту «НВ».

— Саша, природа, птицы и до этого встречались на твоих полотнах. А тут всё глобальнее — проблемы Земли. Чем тебе близка тема экологии?

— Эта тема мне близка тем, что я — человек, и живу на планете Земля, которая в скором времени может задохнуться от деятельности этого самого человека. И художники своими работами хотят ещё раз обратить на это внимание. Да и в жизни я стараюсь бережнее относиться к окружающей среде: например, мы своей семьей уже давно принимаем участие в акции «Раздельный сбор».

— Незадолго до открытия этого проекта у тебя состоялась презентация персональной выставки в знаменитой клинике Марка Курцера «Мать и дитя». Насколько неожиданным стало предложение выставиться в медучреждении?

— Очень неожиданным. Но тут стоит сказать, что Марк Анатольевич — знатный коллекционер, один из серьёзнейших в России, кто собирает современную живопись. Правда, он приобретает в основном нонконформистские работы «шестидесятников». Так что моих работ в его личной коллекции нет. Но 24 картины сегодня украшают стены его клиники в рамках арт-терапии для будущих мамочек.

— Твои работы сегодня есть в собраниях новгородских государственных музеев, в музеях Пскова, Мурманска и Санкт-Петербурга, в Государственном музее Академии художеств России и в частных собраниях в России и за рубежом. Причем самая большая коллекция — 42 работы — у вице-президента компании «Samsung» (Южная Корея). А для тебя что предпочтительнее: музей или частное собрание?

— Для художника, конечно, важно, чтобы его работы были представлены в музеях. Это статус, рейтинг. Но пристроить картины в музеи получается не часто, значительное количество моих работ находится в жилом пространстве. И это, наверное, тоже неплохо, потому что мои холсты хорошо вписываются в жилые интерьеры современных квартир и домов.

— Сейчас за рубежом много говорят о том, что Россия противопоставляет себя миру. Но культура всегда была далека от политики. Ты не чувствуешь предвзятого отношения к себе потому, что ты — русский художник?

— Среди художественной среды — нет. А вот среди покупательской — да. Не так давно один коллекционер из Германии на выставке хотел приобрести несколько моих работ, но отказался. И не потому, что ему мои картины разонравились, а потому, что он узнал, что я из России. В итоге он купил работы своего соотечественника. Неприятно, конечно.

— Ты уже выставлялся во многих странах мира. И вот новый рубеж: в начале следующего года в Музее современного искусства города Неаполя, в штате Флорида в Америке, готовится к открытию твоя очередная персональная выставка. Раскрой секрет: как попасть в поле зрение иност-ранных галеристов?

— Через Интернет, где я широко представлен, в частности, в российской виртуальной галерее Аrtnow. У меня там — высокий рейтинг, мои работы — на первых страницах сайта. Поэтому мне уже неоднократно поступали предложения, благодаря которым я провел свои персональные выставки в Женеве, Пекине. И вот теперь Флорида. Но этих организаторов я не знал, пришлось написать письма 12 русским художникам, которые уже работали с этой галереей, и, получив от всех лишь положительные отзывы, согласился. Часть работ уже отправлена, ещё 10 доставлены из Лос-Анджелеса, где они «зависли» с 2008 года в связи с кризисом, повлекшим разорение галереи, занимавшейся тогда организацией вернисажа в Калифорнии.

— Ты — руководитель молодежной секции Новгородского отделения Союза художников. На твой взгляд, к какому направлению сегодня тяготеют начинающие художники?

— Некий провал в современном искусстве у нас случился из-за социально-политических изменений в стране. Ведь кто раньше привносил в провинциальные города веяния современного искусства? Те, кто учился в столичных городах и по распределению попадал в небольшие, где творил, преподавал, привнося новые видения, формы. Сегодня молодежь уезжает, но не возвращается.

В музеях нам показывают что угодно, но только не последние тенденции современного искусства. А если брать начинающих художников, то, как показывают выставки «молодёжки» в этом году, предпочтения у них 50 на 50. Весной, например, можно было увидеть много инсталляций и крупноформатных объектов. Потому что площади НЦСИ позволяли, а также потому, что участие приняли художники «Дизайн-платформы», которой руководит Дарья Соколова. Осенний вернисаж «Листопад», разместившийся в небольших залах Музея художественной культуры Новгородской земли, уже был более камерный. Так что суждения о том, что молодежь в провинции тяготеет больше к реалистической живописи, — миф. И связан он с тем, что многие студенты и даже уже выпускники колледжа и университета нередко несут на выставком почему-то свои ученические работы: натюрморты и портреты, которые им ставили преподаватели, пейзажи, написанные в ходе учебных выездов на пленэры. Я бы сказал, что они просто ещё творчеством не занимались.

Есть ребята, которые нашли себя в современном творчестве и уехали развиваться дальше в столицы. Но они как художники нам уже неизвестны.