Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Журавль по небу летит

Дмитрий Сергеевич с супругой Людмилой Дмитриевной

Фото: из личного архива Людмилы Кондратьевой

«Надо найти в простом прекрасное, чистое…»

На смене лет в Музее изобразительных искусств НГОМЗ открылась персональная выставка художника Дмитрия Кондратьева «Птица Добрая». Началась — в декабре, закончится — в феврале, так зиму и охватит.

Выставка — это более 70 картин, в основном живопись, но есть и графика. Эти работы созданы в разное время и поэтому дают зрителю возможность составить представление о поисках художника на протяжении творческой жизни.

Ныне Дмитрию Сергеевичу исполнилось бы 90. Жизнь поделилась почти пополам: чуть более сорока — до Новгорода, чуть менее сорока — в Новгороде. Родился в Сибири, в крестьянской семье, сын репрессированного. В 1945-м принимал участие в боевых действиях советских войск против Японии. Первое профессиональное образование получил в 33 года — окончил Казанское художественное училище. Первая персональная выставка состоялась, когда ему было уже 63.

«Птица Добрая». 1986 г.

«Его искусство — разом! — и трагично, и просветленно», — пишет Владимир Гребенников («Взыскание добра», 2008 г.). И далее: «Дмитрий Кондратьев — русский от подошвы до чела…», «… сама скорбящая Родина нашла, вызнала в нем своего совестливого жалельщика и призвала его к служению».

В правде цветных слов творчество, как судьба: «Многие, так и не доглядевши сути, считают (да и поныне так), что он живописует темень, очерняет светлую жизнь…».

Вот и приходится говорить вдогон, что недооценен, недопонят, хотя…

— Не надо бояться черного и красного, — говорила на открытии выставки кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НГОМЗ Татьяна ВОЛОДИНА. — Если посмотрите внимательнее, увидите, что даже трагические вещи ведут к очищению, к свету. Это прекрасные, честные работы.

«Горький хлеб», «Пахота», «Красный бык»... Он рисовал совсем не ту деревню, где наливались колосом поля, повышались надои и проценты, и вообще все из года в год хорошело.

Вот его собственные слова: «Образ деревни всегда представлялся мне через сострадание. Если я сам страдаю вместе с крестьянином, то вижу и его страдания. Иначе я останусь слеп».

«Слепцы» — одна из известнейших его картин. Зрячие, а слепцы. Богочеловек принял крестную муку, они же смотрят, но не видят. Какой-то потерянный начальник тут же, поди партийно-советский работник. Устарело? Ну да, вот эти шляпа и папочка, пожалуй, не по моде как-то.

«Хлеб и металл»: деталь-коллаж — газета «Правда» с призывами ЦК — самый распознаваемый образ. Художник явно хочет нам сказать, что жизнь — сама по себе, она не такая, как газета. Опять старо?..

А что такого в этой работе 1976 года Дмитрий Сергеевич подправил в 2002-м?

И в чем разница в его мироощущении на момент создания картин «Движение» (1976 г.) и «Полет» (2003 г.)? И там, и там центральный образ — журавль. Эта прекрасная птица летит через десятилетия творчества Кондратьева.

Вот и нынешняя выставка неспроста так названа — «Птица Добрая». По картине художника. Простой крестьянский стол, покрытый скатертью. Самовар, каравай хлеба. Окно, распахнутое в небо. И полет журавля. Куда же ты, мечта? Куда ты, Русь?

Тут бы и подойти с вопросами: «Дмитрий Сергеевич, а вы действительно…», «А почему?..». Потому, ребята, потому. Всё сказано. Смотрите вот картины теперь. Если хотите попытаться понять простого сложного человека.

— Он очень любил свою страну, — вспоминала вдова художника Людмила Кондратьева. — В 1993 году мы впервые были с выставкой его работ в Германии. Всё было замечательно, был дружеский прием, но от внимания хозяев не укрылось, что Дмитрий как-то загрустил. «Знаете, у вас так всё хорошо, а у нас так много чего надо ещё сделать, — стал объяснять он, — в общем, надо домой».