Вторник, 07 мая 2024

Редакция

Алло, барышня…

Прежде чем вырезать раму из дерева, автор работ Иван Бердников воплощает задумку в пластилине

Фото: автора

Новгородский центр современного искусства накрыла январская выставочная волна

В залах НЦСИ — телефоны, зеркала, офорты, наивные яркие рисунки на клеенке, когда-то украшавшие стены трактиров... Новая выставочная волна объединила пять разных экспозиций, и каждая из них заслуживает внимания.

Новгородец Геннадий КОРЕТНИКОВ собирает телефонные аппараты с 1972 года. Сейчас в его коллекции — уже более 300 экземпляров. Все они в маленький выставочный зал не поместились, поэтому коллекционер выбрал самые любопытные экспонаты.

В коллекции бывшего связиста Геннадия Коретникова более 300 телефонных аппаратов. Наиболее интересные представлены на выставке

— Тут есть телефоны, которые были созданы в 30-е и 40-е годы прошлого века, — рассказывает Геннадий Коретников. — 95% из них сейчас в рабочем состоянии. Конечно, не все доставались мне исправными. Приходилось что-то ремонтировать, докупать запчасти.

Геннадий — связист, и его хобби, можно сказать, выросло из профессии. Когда на смену старым аппаратам стали массово приходить новые, немецкие и польские, он задумался о том, что раритетные модели исчезнут без следа, и никто не будет знать, как они выглядели. Так и началась его коллекция. Он находил старые аппараты через Интернет, покупал в магазинах.

Сейчас все телефоны, что есть у Геннадия Коретникова, хранятся в 96 больших коробках. В его квартире им тесно. Поэтому у коллекционера есть мечта — найти помещение, где он сможет выставить аппараты, создать своего рода музей.

Иван БЕРДНИКОВ — человек не менее увлечённый. По образованию он — скульптор, успел поработать в реставрационных мастерских в Москве. Как-то он приехал в гости к приятелю в посёлок Пролетарий. В Новгородской области ему понравилось всё: близость к природе, возможность заниматься творчеством на фарфоровом заводе, ведущем свою историю ещё от Кузнецова... Словом, он решил не возвращаться в Москву. Семнадцать лет проработал на заводе «Пролетарий», еще десять — на заводе «Возрождение». Тут же, на новгородской земле, познакомился с будущей женой, уроженкой деревни Бронница. Вырастил сына, построил дом. И никогда не бросал заниматься скульптурой. Сначала делал фигурки из дерева, а потом ему приснилось зеркало в виде деревенского окна со ставнями и наличниками. Теперь оно украшает дом мастера вместе с другими работами, ведь Иван Бердников с тех пор создал немало деревянных рам для зеркал. Их также можно увидеть на выставке в НЦСИ.

По словам мастера, работа над очередной рамой начинается с эскиза на бумаге. Затем Иван Бердников ищет форму в пластилине, делает заготовки и лишь потом вырезает задуманное из дерева.

Кстати, 2019 год для НЦСИ — юбилейный. Об этом нельзя было не вспомнить, готовя очередную выставочную волну.

— Новгородский центр современного искусства открылся в 2009 году. Первая выставка была пробной: мы смотрели, как поведут себя картины в подвале, будет ли на них влиять влажность. В сентябре 2009 года мы уже проводили полноценные выставки, — вспоминает руководитель НЦСИ Сергей ПУХАЧЁВ. — Первую выставочную волну этого года мы сознательно начали с показа работ начинающих художников из студии «Триптих». Эти люди только взялись за кисть и прикоснулись к тому миру, который мы стараемся показать на своих выставках.

Руководитель студии изобразительного искусства «Триптих» Валентина ПЕПЕЛЯЕВА добавила: художники сами отобрали для выставки те работы, которые им больше всего нравились. Есть тут и натюрморты, и пейзажи, и картины, созданные в стиле известных художников, — такой приём помогает понять, как мастера решали творческие задачи.

Кроме того, НЦСИ во второй раз показывает публике так называемое «примитивное искусство». Рыночная и трактирная живопись из коллекции Андрея

САЗОНОВА — это неведомые цветы и фрукты, белоснежные лебеди, грубо намалёванные красавицы в шелках, невыносимые страсти, буйство цвета. Впрочем, судя по тому, что такие картины пользовались спросом, главное в них — вовсе не художественные достоинства. А вот что именно, каждый зритель может решить для себя сам.

Наконец последняя, пятая выставка — офорты, выполненные студентами Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Всего в экспозиции — около сотни работ, созданных с конца 30‑х до середины 70‑х годов. Большинство из них сохранились в единственном экземпляре и демонстрируются впервые.

Сергей ПУХАЧЁВ:

— Первую выставочную волну этого года мы сознательно начали с показа работ начинающих художников. Эти люди только взялись за кисть и прикоснулись к тому миру, который мы стараемся показать на своих выставках.