Суббота, 04 мая 2024

Алина Бериашвили

Человек в облаке и в объективе

Марк Назаров: «Иногда я завидую людям, уверенным в своей правоте. У них всегда есть свой зритель»

Фото: из архива Марка Назарова

Шесть ответов Марка Назарова о «сомнительной истории», в которую он опять ввязался

Несмотря на то, что фотохудожник Марк НАЗАРОВ анонсировал в Сети свой новый проект «Зеркало для героя», я до последнего не верила, что наша встреча состоится. Потому что в телефонном разговоре он сам назвал свой проект сомнительной историей. Так и сказал: «Не уверен, что его поймут и оценят». Без тени позёрства, к слову.

Но вот мы всё-таки сидим в кафе, он размешивает в кофе сахар, которого там не было, и показывает снимки со своего смартфона. На одном из них я вижу уплывающее облако, но если абстрагироваться от игры воображения, то это хорошо всем известный в городе человек. И его дорога. Сразу становится понятно, что «Зеркало для героя» — это и правда весьма необычная история.

— Сомнительная, — повторяет Марк. — Хотя для меня это — логичное продолжение пути, по которому я иду. Это как в музыке. Сначала человеку нравится в принципе, потом он идёт получать музыкальное образование, растёт, начинает слышать то, чего раньше не различал, и в какой-то момент отрывается от того, что общепонятно.

— Вы оторвались?

— Это сложный вопрос. Но иногда я завидую людям, уверенным в своей правоте. У них всегда есть свой зритель.

— Что вы хотите получить от нового проекта?

— Одна из тенденций развития фотографии, как и любого вида искусства, сводится к тому, чтобы дать зрителю нечто новое, то, что ещё не было увидено, услышано, и так далее. Складывая определенным образом имеющиеся пазлы, иногда можно что-то новое получить. Этого и добиваюсь.

— Почему вы уверены, что вас не поймут?

— Массовый зритель не поймёт. Я преподавал в Московской высшей школе экономики и показывал студентам фотографии Надав Кандер без предисловий и объяснений. Спрашивал, что тут не так. И они, с точки зрения массового зрителя, мне объясняли, что, видимо, это снимал любитель, потому что он не знает, как работают выдержка, диафрагма, чувствительность, что такое баланс белого. Развивая тему, я показывал им портреты этого же автора Барака Обамы, принца Чарльза, Хиллари Клинтон. И они оказывались в ступоре: если это любитель, то как его так близко подпустили к первым лицам государства? И тогда я начинал говорить о ценности этих фотографий, о том, что вообще есть современная фотография. Неужели просто детальная передача видимого мира? Эти рассуждения и сподвигли меня на новый проект.

— Если детальная передача видимого мира для вас не приоритетна, то что же тогда?

— Некое ощущение, которое создается у зрителя от того или иного человека. Потому что каждый человек уникален, так же, как и его история. Я с диктофоном сижу во время своих фотосессий. Это интересней, чем просто фотографировать человека. Потому что в каждый момент времени мы несем в себе разные мысли. И наша внешняя оболочка — логичное продолжение того, что у нас сидит внутри. И то, что нас гложет изнутри, прорывается наружу. По одному портрету, снятому с одним источником света, мало что можно о человеке рассказать. А текстовая часть дает вникнуть в человека, что намного ценнее.

— Почему именно фотографы стали вашими героями?

— Сейчас традиционные зеркальные фотоаппараты почти полностью вытесняются цифровыми. Мне кажется интересным в этот момент времени обратиться к фотографам, рассказать, как меняются ощущения от работы с изменением инструментов и методов, как воспринимается современная фотография внутри творческого цеха. Моими героями станут 15 фотографов разных возрастов и полов, работающих в разных жанрах. Съемки проекта продлятся чуть больше месяца. Надеюсь, он вызовет интерес не только тематикой или составом участников, но и своей необычной трактовкой фотообразов.