Пятница, 03 мая 2024

Людмила Данилкина

Зрителю требуется квалификация,

Для отчётной экспозиции членов областного отделения Союза художников России в этом году не хватило выделенных площадей — работ набралось куда больше

Фото: автора

или Почему на отчётной выставке новгородские художники демонстрируют «проходные» вещи

В Новгородском Центре современного искусства (ЦСИ) в трех из пяти действующих залов разместилась отчётная за прошедший творческий сезон выставка членов регионального отделения Союза художников России. Более 50 авторов, разные жанры, техника, материалы...

Не спеша перехожу от картины к картине, из одного помещения — в другое. Вот и конец просмотра. Прислушиваюсь к своим ощущениям. Из всего этого массива зацепили лишь отдельные работы. Почему так?

— Вероятно, потому, что очень мало тематических полотен, смысловое содержание которых заставляет зрителя задуматься, — рассуждает присоединившийся к осмотру руководитель Центра Сергей ПУХАЧЁВ. — В прошлые годы мы сами дважды объявляли художникам направление будущей отчетной выставки. И получали картины. Но признаюсь, непросто было убедить некоторых новгородских живописцев задаться темой. И от этой идеи пришлось отказаться.

По словам собеседника, обращают на себя внимание немногие работы, возможно, еще и потому, что в залах предостаточно «проходных» полотен из разряда «рабочей кухни» художника. И вот тут возникает вопрос: зачем подобные картины демонстрировать на отчетной выставке? Ответ, возможно, кроется в датах их создания — не так уж и много полотен, написанных в последние годы.

Но меж тем, по утверждению искусствоведа Сергея Пухачева, абсолютно все произведения сделаны в высшей степени профессионально. А иначе и быть не могло.

— Чтобы понять мастерство автора, нужно оценить его натюрморт. И да, мы видим здесь, например, в развитии идею красоты белого лепестка или тени, падающей на стену. Есть безупречные по цветовому решению картины. Однако что стоит за этой красотой? Был период времени, когда советские идеологи требовали от художников изображать рабочих и колхозниц, доменные печи и молочные фермы. Живописцы, хоть и подчинялись приказам, внутренне им сопротивлялись и рисовали яркие натюрморты, пейзажи. Тогда это было оправданно. Но шло время, ситуация кардинально изменилась. При этом складывается такое ощущение, что некоторые творцы задержались в том периоде: пишут всё те же приятные глазу открыточные сюжеты. Публика же ими уже пресытилась, ей хочется серьезных тем.

Квалифицированный зритель со стажем, вероятнее всего, пройдет мимо хорошо написанных интерьерного натюрморта, пейзажа, портрета и остановится у работы, если и не тематической, то точно экспрессивной, противоречивой.

Сергей ПУХАЧЕВ:

— В этом году Центру современного искусства исполняется 10 лет. И мы к сентябрю хотим подобрать выставки, которые без слов сказали бы, что живопись — это не кабинетные упражнения, а сложное и серьёзное дело.