Суббота, 04 мая 2024

Людмила Данилкина

Человек Никто,

Если взрослые люди ещё подумают, хотят ли они стать участниками спектакля, то дети почти всегда с радостью откликаются на предложение поиграть с артистами. (Сцена из спектакля «Красный шарик» фестиваля «Царь-сказка»)

Фото: Анны Ващило

или Наблюдения из театрального зала шеф-редактора журнала «Ваш досуг»

Случается, что в Великий Новгород по делу или проездом заглядывают известные, иногда, правда, в узких кругах, люди. Вот так, по приглашению на международный фестиваль «Царь-сказка» приехал к нам и шеф-редактор журнала «Ваш досуг», он же театральный блогер Inner Emigrant.

Молодой человек, имеющий культурологическое образование, предпочитает не «светить» свое лицо перед камерами. Новгородскому интернет-изданию «Газон» он рассказал, что ходит на постановки анонимно: «Я могу прийти в любой театр, и никто не знает, как я выгляжу. Могу уйти с любого спектакля, и никто не узнает, что это я ушёл. Могу поспать на любом спектакле, если он плохой. Могу сидеть весь спектакль в телефоне, и никто не будет сжигать моё чучело и писать мне, что я подаю плохой пример молодёжи. Мне так удобнее жить. Я не люблю смешивать личное и публичное».

В рамках фестивальной программы была запланирована лекция Inner Emigrant: «Политика зрителя: зачем мы здесь?». И начал он ее с того, что сразу обозначил свое место в театре — квалифицированный зритель, а никак не театровед или критик.

Если вкратце, то смысл выступления продвинутого потребителя сценического искусства свелся к тому, что современный театр, даже если не хочет того, всё равно вынужден искать новые формы взаимодействия с публикой. По словам блогера, прежде труппам было куда проще: коль есть здание театра и спектакли в афише, обязательно будут и посетители, которые сами придут смотреть на игру актеров. Сейчас же людям нет смысла куда-то ехать да еще и деньги на билеты тратить, если многие постановки они могут увидеть в Интернете, не выходя из дома.

Что в этой ситуации остается делать театрам? Лишить публику оценивающей дистанции между ними и подмостками, сделать зрителей действующими лицами представлений. В качестве примера такого вовлечения людей в действа Inner Emigrant рассказал о работах режиссера Всеволода Лисовского. Компания артистов прогуливается по Москве, и вдруг где-нибудь посреди улицы они просто ложатся на землю или застывают в час пик на одной из станций метро. Народ, проходящий мимо, естественно, начинает обращать на них внимание — люди останавливаются, ждут, что же будет дальше, начинают гадать, в чем смысл происходящего. По мнению Лисовского, театр — он повсюду, и не нужно забираться в залы, чтобы приобщиться к этому виду искусств.

Однако, по мнению шеф-редактора журнала «Ваш досуг», сейчас многие труппы в попытке притянуть к себе посетителей перебарщивают с формами и методами и создают нечто, что отталкивает зрителя не только от конкретной постановки, но и вообще от театра:

— Попытки устранить дистанцию между залом и сценой лишь обостряют ее. Нужно понимать, что дистанция — далеко не всегда зло, иногда она просто необходима, и в творческих вещах тоже. Какими сейчас представляются некоторые сценические работы? Токсичными, травмирующими публику. Не зря в последнее время идет дискуссия по поводу этичности театра, потери эстетики в искусстве Мельпомены.

Что же касается места в современной театральной истории СМИ и критиков, то, по словам блогера, режиссерам сегодня нет смысла заказывать специалистам статьи о спектаклях для журналов и газет, потому как обычные зрители в социальных сетях своими отзывами, причем абсолютно бесплатными, сделают за пиарщиков их работу. А вот чем, по убеждению Inner Emigrant, действительно следует заниматься профессиональным критикам — это разъяснять авторам постановок, что в их работах может быть непонятно публике.

Закончил шеф-редактор «Вашего досуга» свою лекцию словами: «В конечном итоге зритель будет делать театр. Был бы зритель, а театр к нему придет сам».