Пятница, 27 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Весёлые люди. Шесть столетий спустя

В пространстве нового амфитеатра с комфортом размещаются десятки артистов и сотни зрителей

Фото: Фархада ЮСУПОВА

Вместе с фолк-рок мюзиклом «Садко» в Великий Новгород вернулся уличный театр

Разговоры о том, что туристический сезон преподнесёт нам новинку — фолк-рок мюзикл «Садко», — шли давно. Да и как иначе? Декорации, которые возводились с нуля специально под этот проект в центре города — на берегу Волхова, впритык к Ярославову Дворищу, трудно не заметить. Другое дело, что окончание строительства передвигалось несколько раз — с июня и далее по календарю. Даже когда появилась конкретная дата премьеры — 1 августа — и отступать команде «Садко» стало некуда, любопытствующие зеваки, оказавшись под стенами постройки, не могли прогнать сомнений. Замусоренная площадка, грубые металлические каркасы, невзрачные заборы. Не успеют, хоть тотализатор устраивай…

Дружбу, душу и любовь не продают

Далее всё случилось, как в сказке, — в последние дни июля разрозненный пазл собрался в ладный терем. Да и куда без сказки, когда новую жизнь скоморохи XXI века решили вдохнуть в одного из самых именитых новгородских персонажей! Уже после премьеры, когда сосредоточенность на лицах команды мюзикла сменилась эйфорией, когда напряжение немного ослабло, они рассказали тем самым любопытствующим зевакам, как дневали и ночевали на площадке, как репетировали на стройке, как сутками не видели домашних.

Усилия не пропали даром. В вечер премьеры гости заходили в новенький амфитеатр, ещё пахнущий деревом, и замирали от неожиданности: места для гостей — под надёжным навесом, здесь же — подушки и пледы. Сцена-причал с гружёными торговыми судами, выписанная панорама древнего города в перспективе, много света, воздуха и пространства — непременные атрибуты уличного театра. Всё лаконично и со вкусом, без назойливой театральности. В живом небе, дополняющем сцену, летают чайки, клубятся тучи, медленно догорает летний день. Пёстрой ватагой выкатившись на новгородский Торг, труппа мюзикла — поразительно красивые люди — уверенно завладевает вниманием гостей и больше уже не отпускает. Не успев опомниться, зрители уже подпевают и притопывают в такт, расправляют плечи, с гордостью за предков вторят: «Здесь торгуют всем подряд, только знай, что тут дружбу, душу и любовь не продают!». Музыкальная фраза моментально запоминается и в ближайшие сутки звучит в голове будоражащим рефреном — в мюзикле много номеров, претендующих на звание хитов.

Словами описывать двухчасовой вихрь, вмещённый в сценическое пространство, — дело, заведомо обречённое на провал. Не успеть! Даже зрителю мюзикла едва хватает времени и внимания, чтобы уловить все штучки и шуточки, сыплющиеся из уст персонажей, подивиться вокальным данным солистов, озвучивавших главных героев, оценить убранство нарядов и лихие пляски, в которые то и дело пускается новгородский люд. А в конце концов, и вовсе броситься на дно Ильмень-озера, не поверить собственным глазам, удивиться, превозмочь гордыню и прийти к покаянию, чтобы вернуться на полюбившееся новгородское торжище не просто героем — праведником.

Про меня написано

Жизнь продолжает пульсировать на площадке и после того, как замолкают последние аплодисменты. Разрумянившийся от невероятных приключений и перерождений Садко, он же Владислав КУЗЬМИН, танцор и актёр, ещё босой, ещё в образе, счастливо улыбается, признаётся, что вживаться в роль, переделывать себя не пришлось.

— Да ведь это просто моя жизнь, мне кажется, что «Садко» и написан про меня. Притворяться на сцене не требовалось, я не выжимаю эмоции. Это во мне накопилось за годы, — рассказывает Кузьмин. — Потому я очень благодарен режиссёру Даниилу Донченко, пришедшему ко мне с предложением: «Это твой мюзикл, твоя роль — бери!». Мы с ним знакомы давно, встречались на разных площадках. Он знает о моих трудностях и победах, может, поэтому и увидел во мне Садко — самовольного героя, пришедшего в город и решившего двигать, воодушевлять народ. Для меня же особенно важна мысль, звучащая в конце мюзикла: главное не то, чем ты владеешь, а то, какой ты внутри и что в себе несёшь.

В схожести со своей героиней признаётся и Ксения ТРАУЛЬКО, сыгравшая в мюзикле умницу-красавицу Любаву. От каждого её появления на сцене действительно поёт душа — очень уж хороша!

— Дочь посадника, она образованна и начитанна, говорит на греческом и латыни, и себя, несмотря на возможности отца, создала сама, — прилежно перечисляет Ксения, потом всё же раскрывает секреты. — Сначала было трудно вживаться в роль, но режиссёр смог подсказать и объяснить. Наша Любава вышла живой, открытой, уверенной в себе. Многие друзья, услышав тексты песен Любавы, подумали, что их писали специально для меня. Но это просто так совпало.

Или не совпало? И власть предержащий хитрец Якун, и молодой карьерист Фёдор, и льстивый отец его Михалко — каждый образ настолько ярок и точен, что даже не верится: под костюмами годами известные тебе люди, новгородцы. И кто бы мог подумать, на что они способны.

Скоморохи возвращаются

— Я позже осознаю, что всё случилось, смогу разобраться в собственных эмоциях. Сейчас вижу только, что мы запустились, и от этого радостно. Может быть, есть определённый знак в том, что в Год театра в России, в Великом Новгороде, появился уличный театр, — признался продюсер и инвестор «Садко» Георгий ПИСАРЕВ уже после окончания мюзикла. — Идея создать в Великом Новгороде шоу, которое привлечёт и увлечёт туристов, появилась у меня после поездок по зарубежью. Там умеют веселиться, а у нас туристам скучно. Размышляя, кто сможет сделать что-то стоящее, я нашёл Даниила Донченко. Он предложил большой проект — уличный театр и «Садко». Конечно, в процессе работы было много сомнений, но поддержка людей стала решающей. Чувствовалось, что все душевно болеют за то, чтобы у нас получилось.

Сам Донченко, передвигаясь по амфитеатру, собирая и щедро даря поздравления, удивительное дело, продолжает работу — даёт подсказки актёрам, рассказывает гостям о ещё не использованных возможностях новой сценической площадки. Выглядит довольным, но будто бы уже не может остановиться после разгона, взятого перед премьерой: весь август уличный театр будет несколько раз в неделю радовать зрителей музыкальной феерией «Садко». Труппе предстоит не просто работать — пахать… Так что отдыхать не придется.

— А ведь на сцене нет ни одного профессионального актёра. Зато все как один любят то, что делают, и верят в это, — Донченко хитро улыбается. — Это всё весёлые люди Великого Новгорода, которые хотят, чтобы город процветал. Скоморохи! Удивительно, что скоморошья традиция в Новгороде продолжает жить, несмотря на то, что с момента, когда она прервалась, прошло около шести сотен лет. Да, у нас тут искусство скоморошества, искусство весёлых людей. Кто-то называл их адептами языческого культа, кто-то говорил о том, что скоморохи просто зарабатывают себе на пропитание. А я думаю, что они несли то, в чём люди нуждались, — сказку. Немного про власть, про народ, про любовь. Вот и мы спустя столетия делаем то же самое.

— А сейчас это кому-нибудь нужно?

— А как вы думаете? У нас сцена переписки Любавы, Фёдора и Садко называется «Смс». Потому что меняется форма общения, а суть остаётся прежняя. Уличный театр улавливает эту суть, хранит и несёт дальше. Иначе как объяснить, что во всех европейских городах есть уличные театры? Берлин, Париж, Таллин. И всегда они в исторических кварталах, на «своих» местах. Теперь свой уличный театр есть и у Новгорода. Надеюсь, что «Садко» станет отправной точкой в его истории. Над мюзиклом мы работали год. И очень хотели бы развиваться и продолжать, только нужно позволить нам это сделать.

— Про исторические кварталы вы не случайно упомянули? Новый театр идеально вписался в городской ландшафт…

— А это мистика… Вот эти корабли стоят у сцены. Видите? Вот именно на этом месте в старину был причал древнего Торга, а здесь на входе в наш уличный театр — Готский двор. Любое место притягивает подобное и даёт силы. Поэтому всё и получилось. У нас были силы и желание. Мы все очень хотели что-то сделать.

* * *

В день премьеры Георгий Писарев озвучил мечту — продолжать усовершенствовать площадку уличного театра и, в конце концов, добиться, чтобы люди могли интересно проводить на ней целый день, а не только вечер. Бог весть сколько сил и средств нужно на это потратить… Впрочем, Великий Новгород можно и нужно поздравлять уже сейчас — живая и необыкновенно привлекательная сказка об удальце Садко снова с нами.

Ольга КУРЗИНА, музыкальный руководитель проекта:

— Особенность мюзикла в том, что вокалист должен не просто петь, он должен быть артистом. Музыка должна дополнять образ, быть его душой. Для нас ново, что для мюзикла построены специальные декорации. Думаю, городу есть чем гордиться.

Анастасия ШИТОВА, художник по костюмам:

— На создание костюмов меня вдохновляла сама тысячелетняя история Новгорода. Каждый образ — это история в сочетании с музыкой. Знали бы вы, сколько информации о быте новгородцев XII–XIV веков мы изучили, готовясь к «Садко».

.

Александр ЛЕОНОВ, композитор:

— Современного, неподготовленного слушателя трудно кормить этнической музыкой больше десяти минут подряд. Мы старались создать понятный музыкальный язык, не противоречащий традиции скоморохов. Хотели получить что-то синтетическое в музыкальном плане — смешение этнической и рок-н-ролльной основ, мюзикла и даже немножечко академической хоровой традиции.

Дмитрий ИВАНОВ, автор текстов:

— Известно более восьмидесяти вариантов легенды о Садко. Я прочитал лишь двадцать пять: чтобы создать что-то своё, нужно было переосмыслить имеющееся. На написание каждой картины уходили практически сутки. Над сценой переписки Любавы, Садко и Фёдора работал три дня, мы от неё с ума сходили. Весь текст мюзикла был написан за полтора месяца — около сотни печатных страниц.

Георгий ПИСАРЕВ, продюсер и инвестор фолк-рок мюзикла «Садко»:

— Когда эта идея появилась, у меня были сомнения, но благодаря поддержке удалось реализовать задуманное. Поэтому в первую очередь спасибо губернатору Андрею Никитину и мэру Сергею Бусурину.

***

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

— Мюзикл мне очень понравился, это было великолепно. Когда такие проекты появляются, сразу думаешь, а почему их не было раньше? Этот театр должен был бы быть тут всегда.