В Новгородском центре современного искусства открылась новая выставочная волна
Центральное место здесь отведено фарфору. Изделия Виктора Бирюкова занимают целый зал, но, по словам коллекционера Ольги ФРОЛОВИЧЕВОЙ, размера помещения всё равно не хватило, чтобы вместить все работы автора. Их накопилось очень много за тридцать три года — именно столько Виктор Алексеевич проработал в Чудове, на заводе «Красный фарфорист».
Родился художник в 1933 году в Ленинграде, там же окончил факультет художественной керамики Высшего художественного училища им. Мухиной. Потом получил направление на Украину, работал художником на фарфоровом заводе, а в 1970 году приехал в Новгородскую область. На заводе «Красный фарфорист» он со временем занял должность главного художника и оставался в ней 26 лет.
— Фарфор — это очень хитрая штука. Это всегда — баланс между желанием художника и технологическим производством, — рассказывает руководитель Центра современного искусства Сергей ПУХАЧЁВ. — Я видел, как делают тарелки для солдатских столовых: в печь для обжига подается бесконечная лента посуды. Помню, я тогда думал: «Боже мой, как тут быть?». Человеку хочется сделать, например, чайник в виде паровоза, а бухгалтер ему говорит, что это будет дорого, а экономист говорит, что не на что купить краску. Но Виктору Бирюкову удавалось творить и, самое главное, отразить в своих работах дух времени.
Чайник в виде паровоза Сергей Пухачёв привел в пример не случайно. На выставке, получившей название «Фарфор — белое золото», их несколько. Виктор Бирюков придумал их специально для людей, часто выезжающих в командировки: чайник установлен на специальной подставке, и, если налить в него горячую воду, его можно использовать как утюг. Удобно: погладил, скажем, брюки, а потом садишься пить чай. И это только один экспонат! На выставке же их — множество, и буквально каждый заслуживает внимания. Есть тут, например, блюдо «Красные яблоки», которое заняло призовое место на всемирной выставке в Праге. Экспозицию дополняют акварели — их Виктор Бирюков рисовал в свободное время. Многие из зрителей, наверное, узнают виды Окуловки, Старой Руссы и других городов.
В Великом Новгороде выставка будет работать до 1 сентября. В планах Ольги Фроловичевой показать ее также в Санкт-Петербурге и в Германии.
— Это выставка работ одного человека, а на заводе было много художников, и они с радостью предоставят свои работы, чтобы мы показали их всем, — говорит Ольга Фроловичева.
Августовская выставочная волна подарила ценителям искусства еще две экспозиции. Автор первой — Юозас Будрайтис, известный актер, сыгравший больше сотни ролей в литовском и советском кино. На съемочных площадках он не выпускал из рук фотоаппарат, и теперь у новгородцев есть возможность увидеть его снимки. На черно-белых фотографиях — знаменитые режиссеры и актеры, моменты со съемок фильмов в России, Эстонии и Латвии.
Вторая выставка носит название «Живые и мертвые». Оно родилось, когда автор представленных в зале политических плакатов Игорь Петрыгин-Родионов и организатор выставки Алексей Старостин обсуждали, возможен ли синтез политики и искусства. На первый взгляд, название очень простое: «живые» — это все мы, «мертвые» — идеологи былых времен, чье наследие до сих пор заставляет говорить о них. Но так ли всё однозначно? Можно ли считать человека в полной мере живым, если, скажем, его совесть давно мертва? На эти вопросы автор плакатов и предлагает поискать ответ.