Воскресенье, 22 декабря 2024

Алина Бериашвили

Хочется побыть дома

К народной моде Ольга Писанова пришла не через профессию дизайнера, а лишь когда вслед за старшей дочерью пошла петь в ансамбль «Круговина»

Фото: из архива Ольги Писановой

Почему растёт спрос на интеграцию народного костюма в современный

В сентябре в Великом Новгороде пройдёт межрегиональный фестиваль костюма и народных промыслов «Сарафан», который вот уже в четвёртый раз постарается доказать: мостом между прошлым и будущим может стать… одежда. За всё время существования этого проекта в нём приняли участие более 80 мастеров-ремесленников, этнографов и дизайнеров. Ольга ПИСАНОВА — одна из постоянных участниц фестиваля, она занимается не только реконструкцией народного костюма, но и интегрирует его элементы в современные модели. Ольга уверена: в дальнейшем интерес к народному костюму будет только возрастать.

— Интерес к народной одежде продиктован не только модой текущего момента. Это в какой-то степени вопрос философский. Не секрет, что в современном обществе многие ощущают разрозненность, повышенную агрессию. Потому и возникает потребность ощутить почву под ногами, зацепиться за что-то, почувствовать себя дома. Я сейчас говорю о доме не как о конкретных стенах, а о чувстве защищённости, покоя, которое нам могут дать знание своей истории, чувство принадлежности и к этой земле, и к этому народу. Кто-то пытается найти свою идентичность, обращаясь к истории XX века, прежде всего к Великой Отечественной войне, кто-то идет ещё дальше, и вот эти-то люди и проявляют интерес к народной культуре, народному творчеству, народной одежде.

Популярными становятся фольклорные коллективы, люди задумываются о том, что какие-то элементы одежды, которую носили наши бабушки или прабабушки, вполне актуальны и сегодня. Когда я выкладываю в Интернет свои личные находки по крою того или иного изделия, то получаю огромное количество отзывов, люди благодарят, говорят, что давно искали такую информацию. Не так давно я проводила открытую лекцию в Центре музыкальных древностей Владимира Поветкина, после неё ко мне тоже многие слушатели подошли именно с практическими вопросами. То есть интерес к народной одежде, запрос на неё в обществе уже сформировались.

— И это не только российская тенденция, я знаю, что у наших ближайших соседей украинцев есть даже специальный день, когда они приходят на работу именно в народной одежде.

— Такие дни есть не только на Украине, но и во множестве других европейских стран, в этом отношении они ушли дальше нас. А мы пока только движемся по пути обретения собственной идентичности через народный костюм. В этом отношении я очень рада тому, что у нас появился такой фестиваль, как «Сарафан». Он помогает людям познакомиться с народной модой, а дизайнерам поверить в то, что есть смысл вкладывать свои усилия именно в это направление.

— Но, к сожалению, пока производителей, которые ориентируются на слоган фестиваля «Народное — модно!», можно по пальцам пересчитать.

— Зато в нашей области возродился известнейший бренд, интегрирующий народную вышивку в современную моду, — «Крестецкая строчка». К тому же, обратите внимание, в последние годы на улицах появилось очень много девушек в павловопосадских платках. Они также прекрасно сочетаются с современными моделями. Но в целом мне тоже хочется, чтобы дизайнеров, которые используют в своих коллекциях элементы народной моды, стало больше.

— К вам как к дизайнеру обращаются с запросом создать что-нибудь на основе народного костюма?

— Да. Но всё же стандартных заказов в Новгороде, конечно, больше. Однако не так давно я шила шугай — это такая верхняя одежда парка с мехом, отрезная, со складками. Шила я её в современном варианте, из новейших материалов, изменила форму воротника, но тем не менее по этой вещи сразу видно, что её форма взята из народного костюма.

— Можно ли найти информацию о том, как сшить что-то современное на основе народной моды?

— Сейчас очень сложно найти информацию, как сшить аутентичный народный костюм! Потому что, хоть и появилось много литературы по народной одежде, почти вся она написана искусствоведами, музейщиками. Информации, которая нужна дизайнеру, там крайне мало. Но я люблю думать! Люблю разбираться, из чего в костюме образуются именно эти линии, этот силуэт. Народный костюм и современный шьются абсолютно по-разному. Человек, умеющий шить и конструировать, но не понимающий особенностей народной одежды, не сможет с наскоку взять и сшить её. Что-то похожее получится, но всё равно будут детали, которые укажут, что это новодел.

Народный костюм создавался так, чтобы в нём, прежде всего, было удобно жить. Красоты и символики в нём очень много, но всё же на первом месте стоит именно функциональность. Я не так давно нашла книгу «Целебные свойства народного костюма» и подумала: да неужели кто-то в это верит?! Выходит, что верят. И это, вероятно, обратная сторона интереса к народной моде, но я бы хотела сказать, что на самом деле всё гораздо проще. Люди в этом костюме жили веками, и они хотели, чтобы им было удобно жить.