Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Просто песня

Население Одной абсолютно счастливой деревни живёт песней и песней дышит

Фото: Марины Воробьёвой

От осенней хандры можно сбежать в «Одну абсолютно счастливую деревню»

На воображаемую культурную карту Великого Новгорода смело можно наносить новую отметку: в прошедшие выходные в филармонии зазвучал спектакль-песня «Одна абсолютно счастливая деревня», созданный режиссёром Алексеем Бурьяком по знаменитой повести Бориса Вахтина.

Сказание о человеческих чувствах на фоне деревенской идиллии и страшной войны получилось настолько камерным, понятным, настоящим и глубоким, что зрителям может стать неловко на своих местах — будто стоят они в тёмном палисаднике и подглядывают в деревенское окошко. Да при этом никак не остановиться — хочется смотреть. Ведь сюжет о любви Михеева и Полины передается с юмором, точными жизненными наблюдениями, наивной искренностью и молодой лукавостью.

— Борис Вахтин — замечательный автор. Его тексты — это настоящая находка! Алмаз! Глубокие, поэтичные, — ещё накануне премьеры поделился эмоциями Алексей Бурьяк. — О своей повести автор говорит так: «…а про абсолютно счастливую деревню — это ведь не повесть и не поэма, это просто песня, которую автор поет, как чумак...». Вот этот замечательный материал мы и решили попробовать спеть. Поэтому жанр постановки — песня.

Точнее не определишь — песня и есть. Героев спектакля исполняют участники ансамбля A’capella FM, художественный руководитель которого — Евгения Семёнова — создала оригинальные и неожиданные аранжировки народных песен, сопровождающих сюжет. Песни эти, рождаясь на миниатюрных улочках счастливой деревни, мягко и незаметно заполняют собой всё пространство — глазом не успеешь моргнуть, как и сам становишься не более чем музыкальной фразой правдивого народного мотива, живущего здесь и сейчас. А камертон, мелькающий в складках одежды Евгении, выдающий неизменное «ля» — один из духов абсолютно счастливой деревни, творящий волшебство.

А ещё волшебство — мастерство людей, умеющих из веточек, ветоши, былинок и пылинок создавать в ограниченном сценическом пространстве бесконечный космос — протяни руку и потрогай. Он и на ощупь наверняка тёплый, живой.

— Люблю соприкасаться с народными и мистическими темами, потому что все истоки творчества — оттуда, — поясняет свою позицию художник спектакля Алевтина ТОРИК, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и других самых престижных театральных наград России. — Работать с натуральными фактурами — одно удовольствие. Дерево, лён, солома говорят сами за себя. Художнику остаётся только «идти за материалом», слегка приложив свою руку, не мешая ему «самовыражаться».

Именно Алевтина Торик познакомила режиссёра с художником по куклам Натальей КРУТОВОЙ, создавшей более двух десятков оригинальных персонажей, населивших деревню.

— Куклы эти сделаны из «живого», настоящего дерева, которое, прежде чем стать героями спектакля, было забором-штакетником деревенского дома. Доски стали приобретать форму и черты определенных персонажей. Мне, как при рождении Пиноккио, просто нужно было это почувствовать и проявить, — рассказывает Наталья.

Не от этого ли безымянная, зато абсолютно счастливая деревня на сцене живёт каждым светящимся окошком, дышит всеми чурочками. Всё в ней на своём месте: и мудрое огородное пугало, и мифологическая, первозданная корова, и шагаловские влюблённые, парящие над миром. Всё, кроме разве что беды…

Спектакль-песня очень похож на ларец. Нет, не ларец — проще: на коробочку с любимыми, когда-то повседневными и милыми сердцу вещами, случайно забытыми на периферии на долгие годы. Такую коробочку можно оставить на чердаке, а потом найти лет через двадцать-тридцать, может, и больше. Всё сохранившееся в коробке за годы тишины станет необыкновенным и ностальгически чудесным, родным. И обращаться с ним нужно будет нежно и бережно, с любовью, ровно так, как актёры спектакля обращаются с любым предметом, составляющим мир одной абсолютно счастливой деревни.