Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

А слово можно молвить?

Жизнь налаживается: Живой мост ждёт реконструкции

Фото: Фархада ЮСУПОВА

В Старой Руссе собираются учить старому русскому

И это только одна из идей, возникшая «идя навстречу» — в канун 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Но вполне осуществимая. Авторство её — за краеведами. Поддержка — от местных властей. Уже и здание присмотрено для проекта то ли школы, то ли театра, то ли всего сразу. По улице Крестецкой, 3, 5.

Слегка приоткрыл занавес заместитель главы Старорусского муниципального района Игорь АНАНЬЕВ, рассказав «НВ», что речь идет о лингвистическом погружении в XIX век, в котором жил и творил великий писатель. Соответственно, прежде всего по Достоевскому и предполагается постигать родной язык. В группе, в игре с элементами театра.

В предвоенные 1930-е годы по городу ещё курсировал трамвай. Фото из группы ВК «Старая Русса: взгляд в прошлое»

А студенты кто? Навскидку Игорь Алексеевич назвал иностранцев и чиновников. А что? Про первых ничего не скажу. Со вторыми понятнее: вот вам, господа, и тренд, и дорожная карта.

Вообще-то, Федор Михайлович слывет у специалистов по разбору литературных текстов на «атомы» новатором, креативщиком, любившим поэкспериментировать с литературной нормой. Но плохому Достоевский не научит, будьте покойны. Даже профессор ВШЭ Гасан Гусейнов едва ли придерется. Это тот, кто взбудоражил широкую общественность, назвав русский язык «клоачным и убогим». Намедни дело было, а может, что и давеча.

На фоне если не назревающей, то хотя бы напрашивающейся дискуссии о том, что происходит с «великим и могучим», старорусская идея — тем более ко двору. Правда, очень интересно, что получится. Может, даже профессора соберутся группой на Крестецкой. И даже (чем черт не шутит?) писатели, занятые на данном «клоачном» этапе кто обвинением, кто защитой.

Приедут эти солидные люди и не узнают Старой Руссы. Кто раньше в ней бывал, конечно. Город по-прежнему — в проектах. Кто-то тут же съязвит: в неровностях. Правда, однако, и в том, что многое всё-таки сделано в нашем туристическом, не побоюсь этого слова, кластере. Концепция развития исторической части предполагает реконструкцию набережных — Достоевского, Глебова, Советской, речки Малашки, должны преобразиться скверы, а также дома — фасады и кровли зданий, примыкающих к главной площади и расположенных на улице Воскресенской.

На эти цели область и город рассчитывают получить федеральное финансирование. Кроме того, есть проект наполнения Соборной площади — летняя эстрада, торговля, скульптурные формы... Дело за малым — осталось победить в проводимом Министерством транспорта и строительства РФ конкурсе для малых городов и исторических поселений. Опыт уже есть — именно так были получены средства на реконструкцию водонапорной башни. К слову, работы завершаются. Но, возможно, не помешает заказать молебен о здравии подрядчика, ведь декабрь — последний срок. Не успеет — город не сможет выйти на конкурс.

А вот реконструкция Живого и Соборного мостов — вопрос решенный. Город получит средства по программе развития банка БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Заметим, что из данного источника — впервые. Но главное — не марка финансового локомотива, а чтобы он ехал.

Ближайшая станция — Юбилейная. Мы про Достоевского, естественно. Какие ещё интересности будут ждать нас на этом пути? В Старой Руссе всех карт пока не раскрывают. Впрочем, в разговоре с корреспондентом «НВ» Игорь Ананьев обмолвился о старорусском трамвае. Строго говоря, во времена Достоевского прокатиться на таком транспорте по городу не было никакой возможности. Трамвай появился позже, но всё же это было ещё в XIX веке. И сначала он передвигался на конной тяге. Маршрут был один: вокзал — курорт.

Сегодня трамваю не понадобятся ни лошади, ни электричество. Он никуда не будет спешить. Встанет на площади, и всё. Нет, не всё: он будет кафе или музеем на колесах. И станет лучше. За что заранее можно сказать спасибо Федору Михайловичу. Что ни говори, а он нынче у Старой Руссы — в помощниках.