Требуются дети, чтобы помочь вернуть домой ученика чародея
На сцене Новгородского театра «Малый» – премьера. Спектакль «Ученик Чародея» по мотивам скандинавских сказок поставила московский режиссер и художник Александра Ловянникова.
Пригласить номинанта Национальной театральной премии «Золотая Маска» стало возможным благодаря федеральной субсидии в 5,8 млн рублей, которую в этом году получил театр — на новые постановки и улучшение материально-технической базы.
– Александра Ловянникова – ученица Дмитрия Крымова, который воспитывает художников-режиссёров в «одном флаконе». Мне нравится, как работает Саша: создаёт очень интересное визуальное пространство постановок, у неё свой композитор, звукорежиссёр, – ранее говорила «НВ» художественный руководитель «Малого» Надежда АЛЕКСЕЕВА.
Сама же режиссер сказала, что на фестивалях видела спектакли новгородской труппы и потому, получив предложение поставить в Великом Новгороде сказку, сразу же согласилась.
– Изначально было оговорено, что нужно сделать постановку для маленьких зрителей, задействовав в ней двух Алексеев –Коршунова и Тимофеева. Я стала искать русскую народную сказку, но подходящей под творческий формат «Малого» не нашлось. И тогда в театре меня перенаправили в сторону Норвегии, оттолкнувшись от того, что Алексей Коршунов внешне похож на скандинава. Прочитав «Ученика Чародея», поняла: то, что нужно. И работа закипела.., – рассказала «НВ» уже после премьеры Александра ЛОВЯННИКОВА.
Сюжет сказки таков: родители решили отдать своего подрастающего сына в ученики к какому-нибудь мастеру. Но ни кузнец, ни портной, ни лесоруб не захотели возиться с мальчишкой. Зато без лишних слов согласился взять под своё крыло пацана встретившийся отцу Ханса в лесу странный человек, который безапелляционно заявил, что он мастер всего на свете, потому что Чародей.
При этом он не уточнил, что научить-то он мальчика научит волшебному ремеслу, однако назад домой не вернет. Отец и мать узнали об этом только через несколько лет, когда сын в письме написал, что освоил все колдовские премудрости, но останется жить у Чародея.
– Признаюсь, сказку пришлось сильно переработать. Так, испытания, которые волшебник дает отцу, когда тот приходит вызволять сына, мы придумали сами, – поделилась Александра Ловянникова.
И сделано это было не только для того, чтобы оживить неспешное повествование норвежской истории, но и для игры с маленькими театралами, чтобы они почувствовали себя частью действа.
Чародей загадывает загадки отцу Ханса, а тот спрашивает у зрителей. И отвечает так, как ему подсказывают ребятишки. К примеру, на вопрос: кто не прядет, не ткёт, а людей одевает, с первого ряда раздался голосок: «Это мама и папа». Ну а почему, собственно, нет? В представлении детей именно родители являются добытчиками всего того, что есть в доме. И хотя правильная отгадка — овца, отец Ханса смело заявил Чародею, что это мамы и папы одевают людей.
Как нетрудно догадаться, речь ведь идет о доброй сказке, все закончилось хорошо – юноша вернулся к родителям и стал применять волшебство на благо деревни: наколдовал в доме кран, из которого льется холодная и горячая вода, портному подкинул прочные нитки, которыми можно сшивать не только одежду, но и, например, паруса, заместо топора лесорубу предложил бензопилу. А потом встретил, полюбил и женился на любимой девушке. В общем, как говорится, жили они всей большой семьей долго и счастливо. А Чародей стал их другом...
История на сцене разыграна всего тремя актерами. В роли мамы – Татьяна Парфенова. Что до Ханса, то он весь безмолвный и деревянный — в прямом смысле. К слову, «Малый», как всегда, на высоте по погружению зрителя в пространство постановки — минимальным, но емким и многофункциональным набором декораций и костюмов.
– Я довольна результатом, – сказала Александра Ловянникова. – В течение месяца мы с артистами «Малого» репетировали и совместно, по ходу, допридумывали канву сюжета. Особенностью спектаклей для маленьких является то, что нужно и родителей, которые сопровождают своих чад в театр, тоже заинтересовать действом на сцене, чтобы они потом могли вместе с детьми обсудить то, что увидели. Поэтому обязательно ввожу в такие постановки шутки, сравнения, понятные взрослым. И судя по реакции новгородских мам и и пап, «Ученик Чародея» понравился и им тоже.