Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Друг, художник и поэт

В жизни Ирины было немало литературных конкурсов

Фото: из архива Ирины Бойко

Свою книгу новгородка написала для того, чтобы по ней сняли фильм

Рассказывая о себе, Ирина БОЙКО представляется просто, но при этом и сложно — друг, художник, поэт. Начинаешь допытываться, кому конкретно друг, насколько поэт и каков художник — быстро выясняешь, что все три понятия скорее абстрактны, но при этом точны. Бывают такие люди. Их можно назвать немножко нездешними. А они — ничего, живут в своём мире, прекрасно себя чувствуют, время от времени пересекаются с нашим. Вносят в него разнообразие, выводят из зоны комфорта или, наоборот, дарят покой.

Так вот Ирина… Распространённым нынче способом — с помощью краудфандинга — собирает средства на печать второго тиража собственной книги «Как не бояться быть собой». В перерывах пишет стихи, рисует, воспитывает дочь. Живёт, короче…

Кстати, и саму книжку Ирины вполне можно назвать своеобразным путеводителем для тех, кто живёт. Вернее, пережил или переживает разрыв в отношениях. «Здесь изложены пять лет жизни под девизом «Слабо-умие и отвага». То есть тысяча и один способ, как поступать не стоит, — презентует издание автор. И добавляет честно: — Эта книга поможет расслабиться, похохотать от души и иначе взглянуть на свои проблемы. Именно этого так недостаёт для их решения».

В разговоре с Ириной мы выясняли, каким образом Александр Пушкин всё ещё вдохновляет на творчество, случайны ли случайности и что станет с проектом писательницы через год.

— Ирина, вы коренная новгородка. Отучившись, уехали в Москву, тут всё понятно.

Но вот потом вернулись. Почему?

— Можно сказать, что рванула в столицу — от проблем. Пожила в мегаполисе и с лёгким сердцем отправилась обратно, потому что поняла: там я выстраиваю свой маленький Новгород. Но зачем это делать? Если он есть здесь, настоящий.

— Весь этот опыт описан в книге?

— Можно сказать, что и так. Дело в том, что в детстве мне не давала покоя слава Пушкина…

— Скромно!

— Мне было лет восемь…И я думала: у него же такие простые стихи, сочиню-ка и я. Интерес в том, что мои детские работы были оценены. По итогам какого-то конкурса даже появилась публикация на страницах «Новгородских ведомостей». Потом, в более взрослом возрасте, были ещё конкурсы, более масштабные и лестные для меня оценки от жюри.

— Но не слава же Пушкина и похвалы мастеров заставили вас взяться за собственную книгу?

— Не только это. Как говорят: вор видит весь мир, как чужой карман. Писатель смотрит на мир как на историю, которую нужно рассказать. Я очень люблю рассказывать. А искренне можно говорить лишь о том, что хорошо знаешь. О том, как ты проходишь эту жизнь. Вот я и рассказала свою историю. Получилась книга, которая заставляет действовать. Это история маленьких шагов на пути к цели — к своей мечте. Человек берёт книгу, читает её, а по окончании предпринимает какие-то действия. Происходит переоценка ценностей. Это вот и интересно. Как бы легко и с юмором ни была написана моя книга, у нее есть свой смысл и конкретный посыл.

— Дмитрий Быков в предисловии к своему «Кварталу» уверяет, что добросовестно прочитавший её и выполнивший все задания в финале обязательно разбогатеет. У вас нечто похожее?

— Нет. Мне друзья часто говорят: почему ты не практикующий психолог? А я отвечаю: потому что мне своих проблем хватает, чтобы слушать ещё и чужие. Я просто наблюдательный человек. Всю жизнь наблюдаю за людьми и самой собой. Эти наблюдения оцениваю и описываю.

— Уверена, что-то должно было стать отправной точкой для начала работы?

— Пока я вынашивала свой план, волею случая мне в руки попала книга о том, как писать книги. Причём дважды попала. Следуя знакам, я включилась в процесс. И дело пошло. Кроме того, до этого я тринадцать лет мечтала показать миру рисунки моей племянницы, потому как они волшебные. Каждый человек одарён. Но особенные люди одарены сильнее. Я знакома с этим, потому что у меня племянница особенная. И её рисунки очень интересны. А пока я мечтала, подросла моя дочь. И всё сложилось. Так у книги появилось целых два иллюстратора. Обложку я сверстала сама. Книга получилась лёгкая и красочная. Воспринимается на одном дыхании, чем радует и меня, и, судя по отзывам, читающих.

— Насколько я знаю, первые десять изданных экземпляров книги приехали с Московской международной книжной выставки-ярмарки и разошлись по рукам друзей. Зачем второй тираж?

— Мне кажется, что этот проект должен дойти до логического конца. Все длительные события в моей жизни укладываются в годичный промежуток. Летом я написала свою книгу. И сейчас всячески о ней волнуюсь, вкладываюсь. А потом пройдёт год, и можно будет пожинать плоды трудов своих. Возможно, они будут не совсем такими, какими я их видела на старте. Но думаю, именно они-то и окажутся нужны в этот жизненный момент.

— А на какие плоды вы рассчитывали на старте?

— Желанные для меня плоды таковы: режиссёр видит книгу. Знакомится с ней, вдохновляется. Появляется кино в стиле «Русалочки» или «Питер FM». В общем, моя цель – познакомить широкую аудиторию с книгой, проверить теорию шести рукопожатий. Для этого-то я и хочу напечатать второй тираж, участвовать с ним в нескольких крупных книжных выставках.

— А подходящего режиссёра для своего детища вы уже присмотрели?

— Роман Каримов, создатель совершенно особенных «Неадекватных людей». Теперь дело за «малым» — представить ему мою историю.