Четверг, 19 декабря 2024

Мария Клапатнюк

На языке танца

Искусству Терпсихоры Светлана Сафарова обучила всю молодёжь театра драмы

Фото: из открытых источников

В репертуаре театра драмы имени Достоевского появилась молчаливая пластическая фантасмагория

Свой новый спектакль «Безымянная звезда» в последний день осени на сцене новгородского театра драмы представила известный балетмейстер-постановщик Светлана Сафарова.

«Тот, что по фильму?!» — пожалуй, одна из самых распространённых и, в общем-то, верных реакций узнавания на премьеру. Да, тот самый сюжет — о маленьком, провинциальном городке, мимо которого по расписанию проносится экспресс. Пьеса «Безымянная звезда» румынского драматурга Михаила Себастиана, написанная в начале 1940-х годов, легла в основу известного и весьма популярного фильма Михаила Козакова. В минувшие выходные свою версию известного сюжета новгородцам продемонстрировала Сафарова.

Сравнений и аналогий в таких показательных случаях избежать трудно. Возможно, поэтому Светлана Джамаловна попробовала создать нечто принципиально иное — пластическую фантасмагорию. Постановку, в которой нет слов, зато есть движение. Точнее — танец. Очень много танца.

Спектакль без слов длится целых два акта. Удерживать внимание публики и раскрывать перед зрителем сюжет, пусть и известный большинству, лишь за счёт пластики на протяжении всего этого времени — задача непростая. Режиссёр делает акцент на масштаб, зрелищность и динамику: весь молодой состав труппы театра — а это 14 человек — непрерывно кружит по сцене в сольных или групповых номерах, не давая себе и зрителю даже короткой передышки и, безусловно, раскрываясь перед залом новой творческой гранью — в качестве замечательных танцоров.

Музыка разных стилей, но всегда акцентная и цепляющая, добавляет энергетики — смотреть за происходящим как минимум нескучно. До того, что в какой-то момент возникает ощущение, будто на сцене разворачивается не единое произведение, а демонстрируется подборка ярких театрально-танцевальных этюдов, спорящих между собой за звание самого эффектного.

Уже к середине первого акта кружений и танцевальных па становится так много, что в зрителе просыпается желание отдохнуть где-нибудь в тёмном уголке. Но не тут-то было: тихий и забытый городок, по версии Сафаровой, так бурлит страстями, что о тишине ночи и созерцании звёзд приходится лишь мечтать.

Желанные лирические паузы возникают во втором акте спектакля — с появлением в городке прекрасной незнакомки. Между главными героями вот-вот должны завязаться отношения, зритель замирает в предвкушении… Однако именно тут актёрам не хватает языка тела и танца. Иначе с чего они вдруг начинают дополнять образы своих героев репликами?

Реплики эти, впрочем, звучат на втором плане. На первом — по-прежнему музыка. Что именно и для чего говорят актёры, зритель расслышать не может, зато вполне может «споткнуться» на этом приёме. Хотя может и пропустить мимо, продолжая наблюдать за партиями актёров, уверенно ведущих своих героев к заранее известной, печальной, но справедливой развязке.

Классика, современный танец, мюзикл, пантомима — проведя труппу через огонь, воду и медные трубы, Светлана Сафарова в общем и целом не обманывает зрителя: ничего подобного театр в последнее время не показывал. И определение «пластическая фантасмагория» тут как нельзя кстати — потому как ничего не объясняет, зато звучит оригинально, даёт широкий простор для трактовок и интригует.

***

Светлана Сафарова:

— История Михаила Себастиана прекрасна, она — вне времени! Главный герой — учитель. Он — уникальный человек, фанатично верящий в то, что его мечта обязательно осуществится и он откроет свою новую звезду. А вокруг него люди, которым есть дело до всего, кроме собственных пороков. Сильно ли мы изменились?