Понедельник, 23 декабря 2024

Надежда Маркова

Союз спасения

В широкий прокат фильм вышел 26 декабря 2019 года. По итогам первых выходных картина собрала 126,8 млн рублей.

Журналисты «НВ» посмотрели новый фильм режиссёра Андрея Кравчука о восстании декабристов

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге была совершена попытка государственного переворота. Дворяне-единомышленники, многие из которых были участниками Отечественной войны 1812 года, хотели свергнуть самодержавие и отменить крепостное право. Мятеж на Сенатской площади был подавлен: в ходе следствия пятерым декабристам был вынесен смертный приговор, более сотни были сосланы в Сибирь.

Подлинной информации о восстании известно не так уж и много: цензура времен Николая I вычищала все документы, да и мемуары самих декабристов было запрещено печатать вплоть до революции 1917 года.

800 миллионов рублей составил бюджет картины, по информации сайта Союза кинемато-графистов России.

— Мы понимали, что самое опасное — занять одну из сторон. Царь — плохой, декабристы — хорошие. Или наоборот. Однобокости не хотелось, поэтому мы смотрели на конфликт как рассказчики, освещая мотивацию и обстоятельства каждой стороны, — говорят создатели «Союза спасения».

Ольга ЛИХАНОВА, обозреватель «НВ»:

— С тем, что авторы фильма дали высказаться всем сторонам конфликта, я соглашусь. Но отсюда и вытекает, на мой взгляд, другая проблема: у истории нет центра, нет главного героя. Когда фильм только начинается, можно решить, что таким героем будет Сергей Муравьев-Апостол, однако это не так: в дальнейшем он совершенно теряется на фоне прочих персонажей. Видимо, создатели картины предвидели, что это может случиться, и подписывали героев при первом появлении, чтобы зритель в них не запутался. Вот только я запуталась всё равно, потому что ни один из персонажей толком не раскрыт. Каждому дано несколько реплик, чтобы обозначить позицию в конфликте, но в случае с большинством действующих лиц непонятно, почему они стали носителями тех или иных убеждений.

Елена КУЗЬМИНА, обозреватель «НВ:

— По-моему, создатели последней ленты предлагают зрителям переоценить события первой неудавшейся российской революции, как мы уже переоценили историю октябрьского переворота, и смотреть на восставших не как на утонченных, благородных освободителей крестьян от крепостного права, а как на политических дилетантов, авантюристов, убийц. Страшно сказать, Антон Шагин, исполнивший роль Рылеева, мне очень напомнил Верховенского, которого он же сыграл в «Бесах». В целом мне «Союз спасения» понравился. Из 10 баллов я поставила бы этому фильму «семёрочку».