Понедельник, 23 декабря 2024

Надежда Маркова

Актёры на связи

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Как театральные компании в разных странах мира переживают период самоизоляции

Об этом рассказала пресс-секретарь новгородского театра «Малый», шеф-координатор международного театрального фестиваля «Царь-сказка», вице-президент и член исполкома Всемирной ассоциации театров для детей и молодёжи (АССИТЕЖ) Татьяна БОБРОВА.

— Татьяна, можно ли сегодня сказать точно, кто из театров первым в мире стал общаться со зрителем онлайн в режиме самоизоляции?

— Это сложный вопрос — все театры мира в разное время уходили на карантин. Например, первыми в изоляции оказались наши китайские коллеги, и Национальный детский театр Пекина был вынужден остановить свою работу. А некоторые актеры, прилетевшие на гастроли в Шанхай, стали буквально пленниками в гостиничных номерах. Как, например, шотландский Бэрроулэнд Балет. Танцовщик Винс Вир в изоляции начал давать в ютубе разминку и мастер-классы для детей. Его истории стали пользоваться популярностью. Сегодня, уже вернувшись домой, Бэрроулэнд Балет каждый день проводит для зрителей аудиокласс и раз в неделю показывает спектакль.

— А вам как зрителю какой театральный проект нравится больше всего?

В конце апреля можно было, не выходя из дома, увидеть онлайн качественно снятые спектакли «Малого» — «Ночь Шекспира», «Ромео и Джульетта».

— Меня каждый раз удивляет тот градус творчества, который демонстрируют ежедневно в Сети коллеги из Литвы. Кукольный театр «Стало театре» и Сауле Дегуте приглашают на спектакль в программе ZOOM: зрители получают ссылку и проходят в виртуальный зрительный зал, где актриса одна дома играет спектакль. В Австралии есть спектакль Audioplay от компании Пеппер Систер, который можно скачать как программу в App Store. Всего-то и нужны беспроводные наушники и двое детей, которые прямо в уши получают инструкции и становятся участниками сказки: «Срочно прыгайте на одеяло, вокруг вас лава, землю захватили люди-ящеры». Это — театр воображения и явно подходит для периода самоизоляции.

— Вы ожидали, что онлайн-показ спектакля «Вдребезги» театра «Малый» соберет в Сети несколько тысяч просмотров?

— Меня удивил ареал распространения спектакля — когда тебя смотрят в разных часовых поясах, пишут из Сочи и Ростова-на-Дону, видят в Германии и Франции. Но трансляции в прямом эфире — это не всё, что может предложить театр сегодня. «Малый» сейчас запустил подкасты с аудиоспектаклями, которые уже есть в Гугл-подкастах и на «Яндекс. Музыке». Важно не только показывать то, что есть в архивах, — важно показывать, что вы — живой театр, способный творить даже в таких сложных условиях.

— Многие говорят, что виртуальные проекты останутся в репертуарах театров и после окончания пандемии. Вы с этим согласны?

— С театрами, безусловно, останутся их новое умение работать в экстремальных условиях, новые технические навыки: актеры «Малого» почти месяц в домашних условиях писали подкасты на свои смартфоны и репетировали в ZOOM. Останутся созданные проекты — «Болдинская осень On Air» и «Герои дня». Но главное, чего мы ждем, — это встреча с публикой, общение, возможность сказать: «Мы очень по вас скучали». И сыграть спектакли на сцене.