Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

А мы художники-высотники

Автором мурала с портретом Александра Невского на фасаде одного из домов в областном центре стал новгородец Антон Макушин.

Фото: Фото novreg.ru

Три фактора успешного создания мурала — монументального рисунка на фасадах зданий

Первые муралы появились на земле ещё в эпоху палеолита. Наскальные рисунки покрывали стены древних пещер в Испании и Франции — Альтамира и Ляско, которым десятки тысяч лет. Это и есть мурализм, монументальная живопись на стационарной поверхности. И не важно, что это — стена пещеры, скалы или дома-хрущёвки. Сегодняшние муралы заметно отличаются от прародителей, но монументальный эффект, который они производят на зрителя, вряд ли поменялся за эти годы.

В прошлом году Великий Новгород стал участником Всероссийского фестиваля уличного искусства «Страницы истории», в рамках которого участники форума нарисовали на стенах домов 10 муралов по исторической тематике.

Этим летом фестиваль уличного искусства «Страницы истории» выйдет за пределы столицы региона, и первые рисунки появятся также в Боровичах и Валдае.

Как создаются громадные полотна, рассказал Иван РАЗУМОВСКИЙ, участник московского проекта Desarte365, команда которого трудилась над созданием почти всех муралов в Великом Новгороде, а несколько недель назад нарисовала на стене одного из домов на проспекте Мира ещё один портрет — медсестру в маске и защитном халате, символ противостояния эпидемии коронавируса.

— На первом этапе мы определяем центральную точку, но не фасада, а композиции. Далее делаем разметку стены и красим сегмент за сегментом, — посвящает в детали Иван. — Есть и вторая технология — с помощью проектора рисунок высвечивают на фасад. Для покраса используем антивандальные краски, которые не выгорают 3–5 лет. Да и после этого срока держатся хорошо. Фасад может осыпаться, а краска — вряд ли.

В создании мурала принимают участие минимум два человека. Пока один красит, второй следит за соблюдением пропорций. Решающих факторов успешного завершения работы три.

— Первый — опыт. В нашей команде работают муралисты с 20-летним стажем. Самой крупной работой стал мурал во французском Лебурже, где мы разрисовали фасад 22-этажного дома площадью 60 на 18 метров, — рассказывает Иван. — Второй фактор — чувство соразмерности. А третий… Мы его называем волшебством. Это внутренняя магия, которая помогает художнику.

Впрочем, если художник банально боится высоты, вряд ли он сможет стать граффити-райтером. Без паспорта высотника на подъемник не допустят. Но, как видно, акрофобия не свойственна уличным живописцам, и география мурализма в России растет. Как и качество рисунков.

Создателем одного из муралов в областном центре стал новгородец Антон МАКУШИН. Он нарисовал Александра Невского на фасаде дома на улице Каберова-Власьевской. Площадь рисунка составила около 100 квадратных метров. Уличная живопись для Антона, который вообще-то получил высшее экономическое образование, стала главным источником дохода ещё несколько лет назад, но портрет полководца стал самой сложной и крупной работой.

Макушин очень хочет, чтобы в регионе появлялось всё больше муралов, которые дарили бы вдохновение людям. Он снова участвует в фестивале «Страницы истории». Дал подсказку, что рисунок опять будет посвящен истории Великого Новгорода.