Вторник, 05 ноября 2024

Надежда Маркова

Расследование Киномузея

Фото: из архива Киномузея

Почему не совпадают сценарий и фильм «Поднятая целина»

«Портфель» создателя новгородского Киномузея Валерия Рубцова за последние дни пополнился сразу пятью сценариями, четыре из которых литературные и один — режиссерский. Они будут представлены на новой выставке, формирование которой сейчас активно идёт.

— Все сценарии из одной коллекции. Из Тамбова. Но узнать подробности их появления в частной коллекции не удалось: владелица не очень разговорчива, — говорит Валерий Рубцов. — Единственное, что удалось выяснить: собирал эту коллекцию её отец, работник одной из киностудий. На всех сценариях стоит штампик ВГИКа. То есть когда-то они были в их коллекции, но как попали в частные руки — неизвестно.

Среди недавних приобретений, например, оригинал литературного сценария советского боевика «Пираты ХХ века», литературный сценарий фильма «Повесть о настоящем человеке» 1947 года Марии Смирновой, а также литературные сценарии «Судьбы человека» и «Поднятой целины».

Последний экспонат без преувеличения можно назвать открытием. Ведь этот сценарий, напечатанный на машинке в далёкие тридцатые годы прошлого века, несколько десятилетий принимали за другой. И только после того как он попал в Киномузей, стало ясно, что один из его авторов совсем не тот, что написан на обложке.

— Когда я приобретал для новой экспозиции музея сценарий «Поднятой целины», на его обложке были написаны авторы — М. Шолохов и С. Ермолинский. Действительно, в 1938 году в станицу Вёшенская к писателю приезжали драматург Сергей Ермолинский и режиссёр Юлий Райзман. Они уговорили Шолохова помочь им в написании сценария к фильму по первой части «Поднятой целины». Михаил Александрович помог, и уже в 1939 году картина была снята. А в мае 1940 года вышла на большие экраны. Правда, большого успеха фильм, сделанный в духе соцреализма, у зрителей не снискал, — рассказывает Валерий Рубцов. — Когда я открыл сценарий и стал сравнивать его с фильмом, то удивился, что они абсолютно не совпадают. Отпечатанный вариант сделан намного интересней, чем фильм Райзмана. После небольшого исследования удалось выяснить, что в руках у меня литературный сценарий «Поднятой целины», написанный Михаилом Шолоховым и Николаем Шенгелая на пять лет раньше — в 1933 году!