Понедельник, 23 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Место для людей

После реставрации усадебные постройки наконец будут использоваться по назначению – в них появится глобальная экспозиция, посвященная роду Орловых

Фото: из архива НГОМЗ

К осени в Витославлицах откроется главная деревенская улица. Но интересная прогулка гостям обеспечена уже сейчас.

Комплексная и, пожалуй, самая масштабная реставрация с момента создания музея деревянного зодчества «Витославлицы» началась в феврале 2017 года. Благодаря совместному проекту Минкульта России и Международного банка реконструкции и развития, за счёт средств займа в музее под открытым небом реставрируются сразу два десятка памятников деревянного зодчества, три усадебных объекта. И не только…

Когда будут закончены масштабные работы, что увидят гости на территории музея, какие новшества навсегда останутся скрытыми от глаз, но поспособствуют комфорту туристов и сохранности экспонатов рассказала Олеся ГАВРИЛОВА, заведующая филиалом Новгородского музея-заповедника.

Олеся Николаевна, что после реставрации гости музея заметят в первую очередь?

— Уже замечают. И прежде всего — это отреставрированные памятники. Причём следы обновления сейчас видны не только специалисту: новый реставрационный материал не тонируется и первое время сильно отличается по цвету. Через 2-3 года дерево придёт в состояние «близкое к родному». Ну а пока всё то, что заменено, очень приметно. Это кровли: тёсовые и щеповые, покрытия главок и барабанов церквей, фрагменты брёвен в срубах.

Одни из самых значимых объектов «Витославлиц» — церковь Успения Богородицы и Рождества Богородицы — реставрируют методом переборки, не было страшно за памятники?

— Это единственная возможность качественно отреставрировать деревянные постройки. Состояние объектов было сложное, особенно в угловых соединениях, и отреставрировать их иначе было просто невозможно. Сегодня церковь Успения из Курицко уже встречает гостей своим обновлённым шатром — для нас это большая радость. Хотя, не скрою, когда церковь Рождества Богородицы, древнейший наш памятник, разобрали, всем нам было морально тяжело. Вселяет надежду и утешает то, что на этом объекте работает серьезная бригада опытных реставраторов. Сейчас церковь поднята на двенадцать венцов, то есть полностью восстановлен подклет. Идут работы над возведением храма. 

Правильно ли я понимаю, с момента основания музея это первая настолько масштабная реставрация?

— Да. И мне кажется, что мы живем в исторический момент: своими глазами можем наблюдать всё это. Пару месяцев назад мы гуляли по музею с Людмилой Андреевной Филипповой, заведовавшей «Витославлицами» во время его формирования в 70-е годы. И вот она сказала, что вернулась в то состояние, когда Леонид Егорович Красноречьев только ещё перевозил сюда памятники. Сегодня наши объекты обретают второе дыхание, хотя и помимо реставрации работы идут масштабные. У нас заменена практически вся инженерная инфраструктура: проложены электрические сети, сделана централизованная канализация, усилены мощности по водоснабжению, монтируется система видеонаблюдения и освещения.

https://novvedomosti.ru/images/photos/50-509-71.jpg
Рядом с усадьбой есть исторический пруд. В центре его островок с беседкой. К ней будет вести мостик

Сейчас идёт работа по монтажу художественной подсветки трёх основных памятников — церкви Рождества Богородицы из села Перёдки, церкви Успения из Курицко и ветряной мельницы. В вечернее время вид на «Витославлицы» со стороны озера Мячино будет замечательным.

А когда для гостей откроется любимая деревенская улица?

— Открытия главной улицы мы очень ждём и сами. Надеемся, что это случится к осени. Сейчас избы реставрируются, организуется нормальное водоотведение, потому что для деревянных изб подтопление — критично. Научными сотрудниками уже проработаны все новые экспозиции.

То есть внутреннее убранство изб поменяется?

— В целом да. В избе Царевой разместится экспозиция «Зимний быт», созданная Михаилом Васильевым, одна из эталонных, по мнению научного сообщества. В избе Екимовой к весенним и летним праздникам добавятся и другие — она будет полностью посвящена праздничному циклу. Изба Шкипарева станет почти полностью интерактивной: многое можно будет потрогать. Гости этого, конечно, всегда очень желают и ждут.

Зимой трогательно жмутся к печке, к примеру…

— Кстати, в избы будет проведено очень деликатное водяное отопление. То есть даже в зимнее время температура внутри не опустится ниже +5-7 градусов. Это будет комфортно и посетителям, и смотрителям, и экспонатам. Если практика покажет хороший результат, то отопление может появиться и в церкви Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров. А это, в свою очередь, позволит говорить о размещении икон прямо в церкви.

Реставрация деревянных объектов ведь не единственное направление нынешней работы?

— Да, после реставрации по назначению наконец-то будут использоваться и усадебные постройки. Если раньше в доме Орловой-Чесменской располагались служебные помещения или выставочные пространства для этнографических тем, то теперь мы работаем над глобальной экспозицией, которая будет посвящена роду Орловых, их пребыванию на Новгородской земле и вкладу в Российскую историю. Экспозиция разместится на втором этаже дома Орловой. На первом этаже появится мультимедийная выставка. Многие музеи уже откликнулись на предложение о сотрудничестве — мы сможем готовить совместные межвыставочные проекты.

А как же этнография?

— Этнографию мы не обижаем. Конечно, она очень хороша на месте — в избах. Но есть такие уникальные вещи, которым нужен особый режим. Мы не можем показать их в неотапливаемых помещениях, поэтому один зал особняка будет отдан под этнографию. И ещё одно помещение планируем использовать как интерактивную комнату для различных программ с гостями.

Выйдем из дворянского дома на улицу. В соцсетях есть немало фотографий новых интересных объектов, пока недоступных для посещения.

— Рядом с усадьбой с северной стороны есть исторический пруд. В центре его островок, на котором в ближайшее время установят беседку. К ней будет вести мостик с коваными перилами — беседка станет доступна для посещения. А на крыше усадьбы уже появился восстановленный, очень изящный, бельведер. Оттуда Анна Алексеевна Орлова любовалась шикарным видом, который, к слову, сохранился и по сей день.

Помимо обновления памятников меняется и ландшафт музея?

— Да, на сегодняшний день на историческом месте восстановлен фруктовый сад. В купленной Орловой у помещика Семевского усадьбе сад уже был. Анна Алексеевна дополнила его новыми посадками, украсила оранжереями. Доподлинно известно, какие деревья и каких сортов в нём росли. Разрабатывая концепцию сада, мы пользовались этими сведениями. Теперь в молодом саду растут груши, яблони и вишни. Вишня владимирская — древняя, самая зимостойкая порода. Мы высадили 25 юных деревьев. Груши и яблони сажали исходя из сортов, подходящих для Северо-Запада. Работы провели прошлой осенью, и благодаря грамотному подходу специалистов, все 129 деревьев прижились. Надеюсь, что в скором времени гости Витославлиц смогут гулять по Грушевой, Вишневой и Яблоневой аллеям.

Туристов не искусит такое обилие фруктовых деревьев?

— Мы надеемся на сознательность посетителей и пока не планируем ставить забор. Очень не хотелось бы огораживать сад. А ещё мы восстановили старую дубовую аллею в усадебной зоне. Она вела от дома Орловой до Пантелеймонова монастыря. Монастырь не сохранился до наших дней, но его фундаменты были исследованы историком архитектуры Владимиром Седовым. Мы думаем о дальнейшей музеефикации этого места.

А ещё на одной аллее подсажены 27 молодых дубов.

Вы уже более трёх лет живёте и работаете в состоянии ремонта. Удаётся ли всё это время принимать гостей?

— Это очень непросто. И всё же, пандемия — единственное за полвека время, когда Витославлицы не работали вовсе. Сейчас, надеюсь, это в прошлом. Конечно, работать в условиях стройки нелегко, но мы делаем всё возможное, чтобы открывать доступ на объекты для туристов. Потому что в музее всегда должны быть люди.