Вторник, 05 ноября 2024

Елена Кузьмина

Декорации в пространстве

По замыслу архитектора, здание театра должно было бы быть в красном цвете. Но цветного цемента в то время в стране не делали (эскиз).

Новый облик здания областного театра драмы выберут в три этапа

О проведении конкурса на архитектурную концепцию реконструкции областного драмтеатра ещё в прошлом году объявил губернатор Андрей Никитин. Глава региона назвал театр, проект которого подготовил архитектор Владимир Сомов, памятником эпохи. Но внешний облик здания, построенного в 1987 году и ставшего образцом советского модернизма, сегодня не соответствует статусу. Да и внутренние перемены необходимы.

Молодые и дерзкие

— Важно сохранить уникальную архитектуру здания и наполнить его современным функционалом, — сказала заместитель председателя правительства региона Елена КИРИЛОВА на пресс-конференции, посвящённой старту конкурса.

Именно поэтому творческое состязание решено провести среди молодых российских архитекторов, заявила Елена Мандрыко, управляющий директор КБ «Стрелка», оператора конкурса. И добавила, что у архитекторов молодость продолжается до 45 лет.

— Представителям этого поколения проще соотнести себя с великой идеей другого автора, хотя мы понимаем, что не всякому молодому архитектору может хватить опыта, — сказала Елена МАНДРЫКО. — Потому пригласили международную звезду, наставника, который будет сопровождать подготовку проектов, — Роджера Уотсса, директора британского архитектурного бюро «Хейворт томкинс». Он специализируется на театральных объектах.

По итогам первого этапа, который завершится к середине сентября, планируется выбрать 15 участников. После того как в начале октября они представят видение реконструкции, в новый этап выйдут три автора. Победителя определят в декабре.

Сцена-трансформер

О кардинальной перестройке театра речи не идёт. Дарья Александрова, главный архитектор Новгородской области, допустила, что возможно появление обзорных площадок, поскольку такое необычное здание театра необходимо превращать и в объект туристского интереса.

Заслуженный артист Российской Федерации, много лет служивший в новгородском театре Даниил Донченко очень надеется, что во время реконструкции в театре восстановят трёхчастную сцену, которую спроектировал Сомов, но которой уже давно не пользуются.

— Такая конструкция не только давала режиссёру возможность осуществить любую задумку, но и делала зрителей непосредственными участниками действа, так как половина зрительного зала сидела практически на сцене, — сказал Владимир Сомов три года назад в интервью интернет-порталу «Стрелка».

Архитектор придумал более 16 вариантов трансформации сцены. Помимо типового варианта, когда используется только центральная часть, можно было применять поворотные круги. Они давали возможность показа действа в непрерывном движении. При помощи выдвижных стенок можно было задействовать две боковые сцены. А широкие пандусы, которые связывают сцену с внешним пространством, позволяли заехать на сцену на автомобиле и даже на танке.

В красных тонах

Но если бы строители воплотили замысел Владимира Сомова полностью, то здание театра выглядело бы ещё более удивительно. Стены планировалось покрасить в красный цвет, но не получилось. Секретом создания цветного цемента в СССР не владели. Единственной возможностью было использование английского цемента, но он был слишком дорог. Поэтому остановились на белом цвете.

И всё-таки Сомов был уверен: здание театра стало продолжением новгородской архитектурной традиции.

«Все формы новгородской архитектуры — мягкие, круглые, пластичные, — говорил архитектор. — Их я брал за основу».

При этом Сомов «разрезал» арки, которые окружают театр по периметру, превратив их в декорации. По его замыслу, погружение в театральную атмосферу ждало зрителей ещё на подходе к зданию. Театр со свободным, почти тотальным сценическим пространством был главной целью автора проекта. Елена Мандрыко сказала на встрече с журналистами похожие слова. Победитель конкурса должен обеспечить максимальное количество степеней свободы для тех, кому театр станет домом.