Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Звуки истории

На фестиваль приехали музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Костромы, Смоленска, Екатеринбурга.

Фото: из архива фестиваля «Словиша»

В рамках празднования Дня города в Великом Новгороде прошёл IV музыкальный фестиваль «Словиша»

И снова на Ярославовом Дворище дудели, бряцали, скрипели. Звучание древних музыкальных инструментов погружало слушателей в атмосферу ярмарочного веселья со средневековым акцентом. Волынка рождала образы замков, варган вводил в транс, а музыка, исполняемая на смычковом инструменте со странным и трудно выговариваемым названием «йоухикко», заставляла притопывать и прихлопывать…

Тык-дым и Цой

У фестиваля «Словиша» определённо сложилась традиция. И, по словам специалиста Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина Антона КАМЕНСКОГО, чтобы сохранить его структуру, надо уже прилагать усилия. 

— Его идея в том, чтобы совместить концерты с научно-просветительской деятельностью. Чтобы можно было не только насладиться музыкой, но и узнать об инструментах. Сейчас было решено всё-таки сократить лекционный блок, поскольку, когда идёт гонка докладов, выступающим становится не очень комфортно, — говорит Каменский. — Многие требуют каких-то изменений в фестивале, интересуются, что будет новое, и противостоять этому желанию — целая работа. 

Тем не менее новое на «Словише» было. Удалось отдельно на площадке уличного театра «Садко» устроить варганную сцену, где все желающие, совершая почти шаманский ритуал, учились с помощью дыхания и маленькой металлической конструкции создавать звуковые вибрации. Мастер-класс провёл сам президент фонда содействия возрождению народных музыкальных инструментов «Варган» москвич Николай СОБОЛЕВ. «Тык-дым, тык-дым, — показывал он участникам, как следует играть. — На самом деле, если вы даже будете очень интенсивно дышать, скорее всего, ничего не произойдёт. Но на каком-то этапе состояние стабилизируется, и нужно просто расслабиться».

Варганная тема на «Словише» образовалась неслучайно. Варган был хорошо известен и древним новгородцам.

Во время археологических раскопок в областном центре были найдены 13 подобных музыкальных инструментов. Некоторые экземпляры ХIV века хранятся в Центре Поветкина, чтобы на них посмотреть, фольклористы едут из самых разных уголков страны. 

https://novvedomosti.ru/images/photos/81-782-74.jpg
Новгородский музыкальный форум стал культурным и просветительским событием. Фото из архива фестиваля «Словиша» 

Впрочем, в этом году из-за угрозы распространения ковида фестиваль пришлось перенести с тёплой недели Яблочного Спаса на сентябрь. И до последнего было не ясно, состоится ли он, как задумывался, а именно, в живом формате и без всякого онлайн. Более того, благодаря участию музыкантов из Молдовы и Беларуси удалось сохранить статус международного. Алесь Чумаков из Минска — мультиинструменталист и мастер по изготовлению гуслей — так проникновенно на своей лекции исполнил на гуслях «Дым над водой» британской группы Deep Purple и «Перемен» Цоя, что своими экспериментами привёл в полный восторг публику. И, в общем-то, доказал, что древние музыкальные инструменты могут легко передать драйв современных рок-композиций. 

В своём кругу 

За эти годы исследователи-этномузыкологи узнали и полюбили «Словишу» и Великий Новгород. Практически никто не отказывается от предложения побывать на фестивале, если и отменяются поездки, то по весьма уважительной причине.

Для Варвары ЛЕТЯГИНОЙ из Санкт-Петербурга, хранителя музыкальных инструментов Шереметевского дворца, это уже третий «Словиша». Её доклады были посвящены доандреевской балалайке, гуслям, в этот раз она рассказала о кантеле. 

— Новгородский фестиваль представляет собой сборную солянку в хорошем смысле этого слова. Он — один из немногих в стране, где инструменталисты — на первом месте. Даже спустя месяц после него специалисты продолжают обмениваться материалами и впечатлениями, — поделилась своими наблюдениями Варвара. — При проведении в начале октября в Санкт-Петербурге первого фестиваля «С миру по скрипке», куратором которого я являюсь, будем ориентироваться на опыт «Словиши».

Делегация из Смоленска у храма Параскевы Пятницы поднимала слушателям настроение игрой на двойной свирели. Состоит она из двух дудок разной длины, играть на которых нужно одновременно. Пройти мимо игрецов и не заслушаться неповторимого журчания трелями мало у кого получалось. 

— Она характерна только для Смоленщины и нигде больше не фигурирует, — гордо заявил мне студент фольклорного отделения музыкальной школы им. Михаила Глинки города Десногорска Антон МОРОЗОВ. — В будущем я хочу организовать музыкальный исторический клуб для детей и создавать гусли. 

https://novvedomosti.ru/images/photos/81-785-75.jpg
Фото из архива фестиваля «Словиша» 

Атмосфера счастья

Фестиваль не ограничивается только славянским уклоном. Он посвящён разным европейским инструментальным традициям. Органично на празднике смотрелся дуэт «Кардамон» из Петербурга, в репертуаре которого — в основном французская и шведская старинная музыка. Как признались Павел ГАЛУШКО и Ольга КУЛДИНА, их концерт на «Словише» стал первым после долгого периода изоляции из-за коронавируса. С собой они привезли багаж из пяти древних музыкальных инструментов: колёсная лира, две волынки, диатонический аккордеон и скрипка. 

— Для нас этот фестиваль — как глоток свежего воздуха, — сообщил Павел. — Я завидую Новгороду, что у вас есть Центр Поветкина — супераутентичное место. 

— Мы впервые играем на «Словише». Здесь чувствуешь атмосферу счастья. Тем, кто занимается традиционной музыкой, он даёт возможность собраться вместе, обсудить какие-то темы, поиграть в своё удовольствие, — добавила Ольга.

По словам музыкантов, в настоящее время в России наблюдается возрождение музыкального фольклора, и интерес общества к нему аналогичен тому, что был в Европе в 1970-х годах.

Творческая потребность побудила руководителя ансамбля СКМ, инструментоведа Василия ИВАНОВА по чантеру волынки — трубки, обнаруженной на старорусском раскопе в слоях XIV века, — восстановить копию средневекового музыкального инструмента. И надо сказать, что звучание древней волынки оказалось совсем не нежным. 

— Это не мелодия, конечно, но то, что это музыка, — точно, — сказал Иванов после демонстрации навыков исполнения. — Исследователи примерно знают, какими были волынки 300 лет назад. Благодаря старорусской находке появилось представление о тех, что были во времена Куликовской битвы. Но вот о том, каким было их развитие потом, на протяжении четырёхсот лет, нет никакой информации, поэтому ждём новых находок.