Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Петрушка на фронте

Все куклы для спектакля изготовлены руками художницы Светланы Петровой.

Фото: из архива Центра «Берегиня»

В Старой Руссе восстановили кукольную постановку по произведениям фронтового репертуара Ленинградского театра имени Деммени

Центр народного творчества и ремёсел «Берегиня» не устаёт придумывать новые проекты про Петрушку. В августе сказочного балагура из Старой Руссы презентовали в онлайн-формате на IX Межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле», где программа с его участием вошла в число победителей. А в начале сентября стало известно, что проект «Кукольный театр Петрушки «Сказ о маленьких героях» выиграл грант конкурса «Новгородика» областного министерства культуры.

— Идею нам подсказал заведующий отделом культурных программ объединённого музея-заповедника Виктор Назаров, — сообщила одна из авторов проекта, художница Светлана ПЕТРОВА. — Неунывающий Петрушка Старой Руссы, города воинской славы, может стать ещё и фронтовым. Именно «петрушечники» военно-театральных групп театра Деммени играли свои спектакли перед бойцами Волховского и Карельского фронтов 1941–1942 годов, поднимая боевой дух советских солдат. Бригады выступали с политическими памфлетами Александра Флита и Самуила Маршака. На основе их произведений, а также сказки Николая Колесникова «Про Гитлерище поганое» я сочинила для кукольного представления свою пьесу «Сказ о маленьких героях и Гитлерище ужасном».

Светлана Петрова пояснила, что пришлось провести большую исследовательскую работу. В поиске документальных материалов помогли сотрудники краеведческих отделов Старорусской и Новгородской областной библиотек, музея Северо-Западного фронта. А вот прототипами героев пьесы Петровой стали юные партизаны новгородского края Анфим Павлов и его друг Юра, фамилия которого, к сожалению, не сохранилась. Удары по врагу они наносили в партизанском отряде посёлка Залучье под командованием Иванова.

— В представлении используется семь кукол. Их, а также всю декорацию я изготовила в технике папье-маше. В раёшной шарманке — а традиции петрушечных комедий мы соблюдаем — прокручиваем военные плакаты, иллюстрирующие зарождение фашизма в Европе и то, как он двигался на нашу страну, — пояснила художница. — Наш театр мобильный и может выступать на различных площадках.

Руководитель центра «Берегиня» Елена ТИМИНА надеется, что премьеру спектакля удастся показать в День города, 1 октября.

— Наш проект получился необычным и оригинальным. Кажется, что невозможно связать Петрушку с военной темой, но тем не менее был такой исторический факт, — рассказала Елена Тимина. — На средства гранта приобретём головные микрофоны, чтобы руки актёров были свободнее. Приятно, что наш труд был оценён.

Петрушечную историю сотрудники и волонтёры центра «Берегиня» продолжат наполнять новыми сюжетами. В настоящее время Светлана Петрова с другим своим проектом «Боевые байки Петра Фарносова» (а Фарнос красный нос — один из образов Петрушки) участвует в конкурсе Общественной палаты РФ «Мой проект — моей стране!».