Вторник, 05 ноября 2024

Надежда Маркова

«Невидимый» юбилей

«Шея жирафа» по роману немецкой писательницы Юдит Шалански — история учительницы биологии, настоящей глыбы образования и науки, которая верит, что все организмы приспосабливаются и только в таких условиях выживают.

Фото: предоставлено театром «Малый»

Художественный руководитель театра для детей и молодёжи «Малый» Надежда АЛЕКСЕЕВА рассказала о планах на 31-й творческий сезон в период распространения коронавирусной инфекции

— В эту пятницу, 9 октября, «Малый» наконец открывает сезон. Публика увидит премьеру, рассчитанную на взрослого зрителя, — спектакль «Шея жирафа» по роману немецкой писательницы Юдит Шалански. Но прежде расскажите, как театр будет работать в связи с непростой эпидемиологической обстановкой.

— Уже сегодня места в зрительном зале продаются с новой рассадкой — с соблюдением социальной дистанции между зрителями: от этого на многие спектакли количество зрительских мест в нашем зале сократилось до 50. Спектакли будут играться только на сцене при наличии зрительских мест строго в зрительном зале. Постоянные наши зрители знают, что у нас есть ряд спектаклей, в которых зрители находятся в одном пространстве с актерами. На это время такие спектакли придется отложить и соскучиться по ним. Или представить их в новом формате.

Да, маски в театре для публики становятся обязательными для посещения.

Позиция зрителя: «Я не надену, потому что не хочу» — это плохая позиция, потому что она не только не безопасна для окружающих, но и приведёт к тому, что театр просто закроют или заставят выплатить очень крупный штраф. А нам совсем не хочется расставаться со зрителем, не успев толком начать работу. 

Мы заботимся о безопасности и публики, и собственных актеров. Театр уже приобрел специальные лампы-рециркуляторы и санитайзеры, сделал разметку для социальной дистанции. На входе в театр будут измерять температуру.

Нужно принимать новые правила встреч с искусством. Ведь нам не хочется пойти по пути многих столичных театров, которые сначала открылись, а потом стали массово отменять спектакли из-за болезни актеров.

— В афише октября помимо «Шеи жирафа» значатся сразу несколько премьер. В том числе и пьеса Ивана Вырыпаева.

— Иван Вырыпаев сегодня один из самых интересных и цельных авторов пьес, который, с одной стороны, пишет совершенно замечательные истории, а с другой стороны — размышляет над философскими вопросами бытия. Его новая пьеса «Волнение» появилась на свет в прошлом году, и было очень волнительно взять её в работу. Вырыпаев говорит о духе творчества и процессе сочинения реальности, его волнует не только искусная история, но и то, как мы участвуем в процессе созидания. Уверена, что наши зрители помнят спектакль «UFO» по его пьесе и готовы к новому разговору о важных человеческих вопросах.

Уже в конце осени мы вернемся к нашим маленьким зрителям с двумя новыми спектаклями: подростковую аудиторию ждет спектакль «Дети ворона» по книге Юлии Яковлевой. А в декабре, я надеюсь, в театре «Малый» пройдет премьера спектакля для детей «Мой дедушка был вишней» — невероятно человечная и добрая книга итальянского автора Анджелы Нанетти.

— Одной из находок периода пандемии стал формат аудиоспектаклей, когда слушать стало легче, чем смотреть бесчисленный онлайн-контент всех театров мира. Вы продолжите работу в этом направлении?

— Да, это было верное решение. Интересно, что «Болдинскую осень ON AIR», цикл мини-спектаклей по произведениям Пушкина периода карантина, продолжают слушать и сегодня на Яндекс.Музыке, в подкастах Apple.

Аудиоформат нам еще может пригодиться в будущем — сейчас, например, мы создали проект в честь нашего «невидимого» юбилея. Театру «Малый» в течение 2020 года исполняется тридцать лет, в свете последних событий было не до празднования и красивого мероприятия на сцене. Но мы решили творчески переосмыслить наше наследие, и таким образом появился проект в социальных сетях театра «Юбилейные разночтения». Мы делаем подкаст, в котором наши актеры читают тексты из самых заметных и любимых спектаклей театра. Это наша историческая летопись, показать их на сцене невозможно, но вот услышать — совсем другое дело.

— Надежда Вениаминовна, а что будет с фестивалем «Царь-Сказка», который театр «Малый» проводит уже на протяжении почти 30 лет? Ведь очередной фестиваль должен состояться весной 2021 года.

— В ближайшее время будет принято решение о переносе дат 16 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival. Мы традиционно проводим его в апреле. Наши гости попадают в весенний Новгород, и раз в два года мы встречаемся с невероятно яркими театральными спектаклями из разных стран мира. Фестиваль — довольно сложная структура по логистике и отбору афиши, и строится программа задолго до его начала: многие театры за год расписывают свое турне. Сейчас понятно, что в апреле многие театры просто могут не приехать в связи с невозможностью на данном этапе планирования принять решение — пока закрыты границы, все ждут новой волны пандемии, культурные фонды осторожны в своих прогнозах.

Поэтому мы решили, что «Царь-Сказка» будет в 2021 году в любом случае, но в другом месяце — скорее всего, мы переедем на осень. 

Нам хочется не потерять наши культурные связи и показать действительно необычную и интересную программу нашим зрителям.