Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Единство — в слове

«Униженные и оскорблённые». Иллюстрация Владимира ПАНОВА

В Старой Руссе прошли традиционные Достоевские чтения

Уже XXII по счёту. И, кажется, впервые осенью. Причина общеизвестна: мир захватила «неслыханная и невиданная моровая язва, идущая из глубины Азии на Европу». Между прочим, это цитата из последнего сна Раскольникова.

Кстати, данный сон в связи с ковидом охотно толкуется в Сети. Как к этому примеру ни относись, Достоевский актуален. Сами по себе ежегодные чтения (заметьте, юношеские) — подтверждение неослабевающего интереса. И не только в нашей стране. Вот и в чтениях-2020 участвовали иностранцы — молодые исследователи из Италии. Виртуально, по скайпу, но тем не менее. А в реале в музее романа «Братья Карамазовы» с докладами и сообщениями выступили знатоки творчества писателя из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Свердловской области, а также из Великого Новгорода и Новгородской области.

Наш собеседник — Наталья ШВАРЦ, секретарь Российского общества Достоевского.

— Наталья Владимировна, почему одним из главных событий нынешней конференции стал «круглый стол» по роману «Униженные и оскорблённые»?

— Наши докладчики не преминули отметить некую актуальность названия, но у Фёдора Михайловича многие названия дают повод для некоторых сопоставлений. Актуальность именно этого романа — она в сюжете, в проблематике. Любовный треугольник, образуемый главными героями. Отношения в семье, устои которой, надо признать, в наше время пошатнулись. Отношения между людьми — умение услышать, понять и простить. Когда школьники вчитываются в роман, они сами удивляются, обнаруживая, что Фёдор Михайлович многие трудные вопросы нам давно уже объяснил.

«У нас теперь не учат читать! Я говорю про вдумчивое чтение, про полноценную работу с текстом. Неспроста ведь существует даже такой термин, как медленное чтение. Есть смысл, который может не открыться сразу».

— Широк или узок круг таких ребят?

— В процентах я вам, конечно, не скажу, но вот какая вещь: ребята из разных городов, в том числе неблизких для Старой Руссы, как правило, сами отслеживают информацию и приезжают. Бывают очень интересные доклады из, казалось бы, неожиданных мест. Ваши новгородские Пола и Холм — это что, большие города? Но оттуда приезжают замечательные дети. С которыми занимаются замечательные учителя — Ирина Николаевна Евлампиева и Марина Васильевна Лебедева.

— 22 года — это уже срок. Как раз хватает, чтобы вырасти от пелёнок до диплома.

— Вы знаете, есть уже молодые преподаватели, которые когда-то были вовлечены в систему чтений Достоевского. Значит, их увлечённость со временем окрепла, определила выбор профессии. Вот не расстаться им с литературой и филологией! И с нашими чтениями тоже. Это атмосфера свободы — в изложении собственного взгляда, в обсуждении, в споре...

— Современное школьное образование как-то больше ориентировано на физиков, чем на лириков.

— Учителя-словесники обеспокоены сокращением учебных часов. Возможно, и Достоевского потеснят. Ну, Фёдор Михайлович в былые времена и не такое переживал. А Державин, Фонвизин — это, говорят, уже никому не интересно. Наверное, да. И знаете, почему? Нужно не механически читать, а вчитываться. Не случайно нынешние чтения завершил семинар по методологии исследовательской работы — это была учёба: как подавать тексты, как постигать скрытый смысл.

*   *   *

В ХХII Международных чтениях «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей ХХI века», организованных Новгородским музеем-заповедником и Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН, приняли участие 30 исследователей творчества писателя.