Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Её ударная сила

На концерте Кристина Дзейтова (слева) и Светлана Безродная, руководитель Государственного академического камерного «Вивальди-оркестра».

Фото: из архива Кристины ДЗЕЙТОВОЙ

Кристина Дзейтова стучит на барабанах, звонит в колокола, играет на вибрафоне, стеклянных бутылках, стиральных досках и сковородках. И делает это виртуозно

Вначале в Интернете я увидела видеоролики, на них молодая девушка Кристина ДЗЕЙТОВА исполняет как классическую музыку, так и современную на необычных инструментах, например, на подвешенных на верёвках стеклянных бутылках. Узнала, что она — из Валдая. Сейчас, правда, живёт в Москве, но дома бывает довольно часто и выступает перед земляками и туристами со своими концертами.

Достучаться до оркестра

В семье Кристины к музыке имеет отношение разве что тётя, но у неё нет профильного образования.

— Я училась в музыкальной школе, но не закончила — не нравилось мне упражняться на фортепиано, — рассказывает Кристина. — Впервые за ударную установку села в детской студии, которая была в Валдае. Потом играла в городской молодёжной группе. После 9 класса год отучилась в местном лицее. Бросила. И поступила к Новгородский колледж искусств на оркестровое отделение, где уже целенаправленно занималась ударными.

А потом была Гнесинка, куда, по признанию музыканта, студентов набирают не только за знание сольфеджио, но и за качество игры на инструментах. И там тоже Дзейтова продолжила совершенствоваться как ударник.

— Да, девушки за барабанами встречаются не часто. Но тем не менее такое бывает. Попасть в солидный коллектив, когда очень высока конкуренция среди ударников-мужчин, — дело почти безнадежное. Но мне повезло — я играю в Государственном академическом камерном «Вивальди-оркестре» под управлением народной артистки России Светланы Безродной. У нас чисто женский профессиональный состав. Всем есть что сказать в музыке, — продолжает разговор собеседница.

У коллектива — плотный график работы. Правда в этом году пандемия вносит в него свои коррективы. Так, в ноябре, по словам Кристины, пришлось отменить все очные выступления. Но 4 декабря в столичном Доме учёных состоялся-таки концерт оркестра «Знакомый, незнакомый Чайковский», посвящённый 180-летию со дня рождения композитора.

Эксперименты приветствуются

Но музыкальная жизнь Дзейтовой не ограничивается только оркестром. Она участвует в фестивалях звонарей. К слову, своими учителями в этом деле называет новгородских специалистов.

А ещё она освоила вибрафон, который тоже относится к ударным.

— В состав оркестра этот инструмент не входит. По-этому на нём исполняю в свободное от основной работы время, — объясняет Кристина. — Он не очень большой по размеру, что позволяет возить его с собой, и есть возможность давать выступления в разных местах. В этом году из-за ситуации с коронавирусом много играла на открытых площадках, в том числе в Валдайском районе.

Что касается более экстравагантных и необычных инструментов, которые замечены в видеороликах с участием Дзейтовой, то, по её словам, это, в хорошем смысле слова, — творческое хулиганство.

— Руководитель оркестра, когда позволяет программа, часто сама предлагает поэкспериментировать, — объясняет девушка. — И сковородку я использовала. И в концерте, посвящённом Чарли Чаплину, щипцами для лапши при помощи стиральной доски воспроизводила мелодию. А ещё был стакан из-под йогурта, закрытый пластиковой крышкой, по которой я тоже настукивала. Это я к тому говорю, что при желании, наверное, почти на любом предмете можно играть.

* * *

Её неуёмная энергия, как замечает сама Кристина, требует выхода. Ещё и поэтому она постоянно в поиске чего-то нового. Пишет музыку на стихи современных авторов, для вибрафона перекладывает мировую классику, произведения любимых ею Микаэла Таривердиева, Булата Окуджавы, Муслима Магомаева…

Планирует совмещать оркестровую деятельность и авторские литературно-музыкальные программы, но не сольные, а в составе небольшого творческого коллектива. Опыт такой уже есть, эти выступления публике, в том числе валдайской, пришлись по вкусу. И Кристина Дзейтова продолжает экспериментировать.