Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Между местью и справедливостью

На фоне суровых событий развиваются романтические отношения Ирины и Дениса из французской и советской дипмиссий.

Фото: Валентины МАКАРОВОЙ

Пьеса известного юриста и писателя Александра Звягинцева посвящена Нюрнбергскому процессу. Тема судов над нацистскими преступниками новгородцам знакома — в 2017 году режиссер Даниил Донченко создал реконструкцию трибунала «Да судимы будете». Он же взялся и за постановку художественной драмы, где на фоне известных исторических фактов разворачивается романтическая коллизия юной любви вопреки преградам.

Денис Славин одержим праведным гневом мести нацистам за погибших родителей и разорённую страну. Но мудрость его наставника, разведчика Филина, остужает пылкость парня. В их спорах проявляется центральный мотив участников события — процесс должен показать всему миру справедливость обвинений и стать памятью для потомков. Ведь эти гуманистические достижения не раз будут оспорены в дальнейшем. И тем острее звучат самооправдания главных обвиняемых, а также речь вымышленного профессора Гланца, рассказывающего о предпосылках расовой теории. Каждый из них — немного гротескный, но в то же время убедительный портрет чудовища в теле человека, в чьих образах сошлись персонажи гравюры Дюрера. Они несли смерть в облике дьявола, прикрываясь рыцарской миссией. А Геринг и вовсе был убеждён, что потомки ещё сделают их национальными героями.

Одна из главных актёрских удач спектакля — Светлана Сабаева в роли Марии Соболевой-Тюссо, прошедшей концлагерь и потерявшей новорождённого сына. Одержимая и полубезумная, психически сломленная, она воплощает судьбу всех женщин — жертв нацистской оккупации. Обличающая мощь, достоверность эмоциональных нюансировок, переходящая в скульптурную символичность, оказывается гораздо сильнее по воздействию многочисленных документальных кадров кровавых жестокостей, которые сопровождают выступление героини на суде.

Главного героя спектакля «И воздастся вам» попеременно играют Матвей Швыденко и Богдан Музыка. В других ролях заняты: Иван Сучков, Татьяна Каратаева, Кристина Жеребор, Анатолий Устинов, Сергей Семенцов, Петр Ковальский, Павел Рудаков, Вячеслав Кормильцев, Артём Символоков и другие.

И хотя ход трибунала исторически определён, авторам спектакля удалось создать напряжённую атмосферу, тревогу за результат из-за политических интриг, пересказываемых персонажами. Для участников процесса война ещё продолжается. Расколотость мира сценограф Евгений Болдырев решает через две оформленные в соответствии с историческим временем зоны — французскую и советскую дипмисии. Расположенные по краям сцены, они обрамляют огромное, величественное пространство, где вершится эпохальный суд, встречаются вопреки зависти и дипломатической осторожности Денис и переводчица Ирина, русская эмигрантка из французской делегации. Их пылкая влюблённость на фоне суровых событий помогает расцветить потускневшие краски истории, вернуть им масштаб и напомнить о жизни, которая победила войну и смерть. Соблюдая историческую достоверность в костюмах, не предполагающих ярких красок, художник Татьяна Даль для платья Ирины выбирает всё же голубой цвет — неизменный спутник чистоты, нежности, хрупкости.

В роли разведчика Филина Иван Сучков. Фото Валентины МАКАРОВОЙ

Расставание молодых людей поддерживают их наставники. Княгиня Трубецкая, опекающая Ирину, тоже осознает границу миров, созданную большевистской революцией. Иван Сучков и Татьяна Каратаева виртуозно играют последнюю встречу в Нюрнберге, когда между Филиным и Трубецкой ощущается незримая стена, даже за одним кофейным столиком. Они — противники волей судьбы, но оба в глубине души понимают, что когда-то этой враждебности наступит конец.

Спектакль получился об одержимости идеями, разделяющими мир на преступников и жертв, правду и ложь, на чёрное и белое, да и попросту не дающими двум влюблённым соединиться из-за стен, выстроенных людьми. И о том, что Нюрнбергский процесс и другие подобные суды — не месть за кровь и разрушение, а мемориал справедливости и честности тех, кто стал победителем.

Подготовил Сергей Козлов