Вторник, 05 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Дядя Бананан

Для Сергея Бугаева одним из стимулов приехать в Великий Новгород стало желание увидеть большую музейную коллекцию живописи.

Фото: Бюро приключений «53 тура»

Сергей «Африка» Бугаев, мальчик из культового фильма 1980-х, давно вырос, но мальчишествовать не бросил

Для большинства зрителей, пришедших на творческий вечер Сергея «Африки» Бугаева, на сцену культурного центра «Диалог» в минувшую пятницу вышел прежде всего тот самый Мальчик Бананан из культовой «Ассы»: зрители шли пообщаться именно с ним.

Не обманывался на этот счёт и сам гость: сразу сказал, что увидел в руках у собравшихся книжки с узнаваемой обложкой «Ассы», без рисовки предупредил, что сниматься в кино — это ещё не значит быть актёром. И он-то, Бугаев — как раз не актёр. Тогда кто же?

Помимо «мальчика Бананана» Интернет отрекомендовывает Сергея Анатольевича музыкантом, засветившимся в нескольких культовых проектах, и самобытным художником, а кроме того, человеком творческим и оригинально мыслящим. В последнем горожане могли убедиться лично.

Предварив своё появление на сцене тонким дымком аромапалочек, расползающимся по залу, Сергей Бугаев признался: «Я бы, честно говоря, не проводил эти встречи, но мне очень нравится слово «творческий». Объяснил ароматы и палочки попыткой активизировать зрителя с помощью ольфакторной пирамиды, а сам предупредил, что о чём бы ни шла речь, врать, скорее всего, он будет нещадно.

Самое удивительное, что выяснить, врал ли Африка относительно обещания врать, не так-то просто. На протяжении нескольких часов, стартуя с вполне земной почвы, творческий человек то и дело уносился мыслями в такие далёкие дали, что присутствующие в зале едва поспевали следом за ним, улыбаясь предложенным шуткам.

— Всё, чем я занимаюсь по жизни, — это творчество. Потому и один из стимулов приехать в Великий Новгород для меня — знакомство с коллекцией живописи. Поближе посмотреть иконы, — признался Сергей Анатольевич. И тут же выразил удивленное недоумение, каким же образом на таком маленьком клочке земли в прежние времена образовалась столь мощная сила, что позволила Великому Новгороду стать тем, чем он, собственно, и был несколько веков подряд. Новых и столь же могучих горожан нам, конечно, тоже пожелали, чтобы, так сказать, восстановиться и двинуться дальше.

А сам Бугаев, двигаясь дальше, неожиданно предложил позвонить режиссёру Сергею Соловьёву, раз уж собравшиеся так ценят «Ассу». Позвонил, включил динамик, справился о здоровье, рассказал, что выступает в Великом Новгороде, попросил передать привет, договорился о встрече и положил трубку.

На серьёзный лад Африку пытались настроить с помощью вопросов о дне сегодняшнем в целом и современном искусстве в частности. Например, о новых предложениях от кинорежиссёров, об источниках вдохновения. В общем, о чём только не спрашивали. А Бугаев в ответ вспоминал то Никаса Сафронова, то Анатолия Кашпировского с Алланом Чумаком, не оставил без внимания и Зигмунда Фрейда, и свой опыт работы в психиатрической больнице полуострова Крым, где художник успешно изучал влияние распада СССР на сознание пациентов. В итоге Бугаев создал ряд работ, посвящённых эстетизации травмы.

Современное искусство — это абсолютно научная схема подхода к пониманию внутреннего мира человека. Его перенос во вне. Традиция «современного» очень короткая. Она начинается с Кандинского, потом есть еще пара остановок, и в нашей стране все исследования в сфере актуального искусства прекращаются, но начинаются в Соединенных Штатах. Когда там этот фонтан перекрывается рыночной ситуацией в 90-х, актуальное искусство проявляется где-то в другом месте, возникает в Бразилии или Аргентине. Это такое переходящее из рук в руки знамя. В перестройку и мы его подержали.

После полутора часов общения в лучших светских традициях — ни о чём и обо всём одновременно — добрались и до анекдотов. В общем, Мальчик Бананан, конечно, повзрослел. Но в основном только внешне. И, судя по реакции новгородцев, именно мальчишества от него и ждали больше всего.