Воскресенье, 05 мая 2024

Надежда Маркова

«Встреча с публикой — это как вдохнуть кислород»

Актёр Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Олег Зверев хорошо знаком зрителям — самые юные театралы встречали его в образе доброго волшебника Деда Мороза и в образе Миньки из детских рассказов Зощенко, знают его и как ироничного Великана из «Принца и дочери Великана».

Фото: из архива театра «Малый»

Мы говорим с актёром Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Олегом ЗВЕРЕВЫМ в необычный момент, когда в зрительном зале должно быть 25% зрителей, причем обязательно в масках, когда театр успел выпустить за время вынужденной паузы множество онлайн-проектов и начал новый сезон с трёх премьер. Олег Зверев уже сыграл в двух из них — в спектакле «Волнение» по Ивану Вырыпаеву и в подростковой драме «Дети ворона» по книге Юлии Яковлевой.

— Прошлый год дался всем тяжело: сфера культуры, как и многие другие, пострадала очень сильно. Но нет худа без добра — театры и актёры вышли на новый уровень: репетиции по скайпу, онлайн-проекты. Как вам такой опыт?

— За время нашего вынужденного расставания со зрителем были выпущены виртуальные проекты «Болдинская осень OnAir», «Герои дня», «Юбилейные разно-чтения», «Сказки нашего детства». Они все разные, и потому ты мог попробовать себя и в Пушкине, и в Рафаэле Сабатини, прочитать для виртуального зрителя абсолютно разных авторов, которых, возможно, в театре не всегда получается охватить.

Например, аудиопроект «Герои дня» про знаменитых писателей и поэтов в апреле пришлось записывать в период тотального локдауна — я записывал тексты дома на свой смартфон (звукорежиссер потом обрабатывал тоже удаленно). Я получил массу удовольствия от процесса, потому что в этот момент я был сам себе режиссер, делал, как я это вижу (может быть, что-то и неправильно). Но мы были заняты в творческом процессе, который не останавливался.

— Какие у вас были эмоции, когда вы первый раз после изоляции вышли на сцену перед реальными зрителями?

— Первым для меня спектаклем стала премьера «Волнение» по Ивану Вырыпаеву. Я бы соврал, скажи, что трепетал — ничего подобного не было. Было приятное ожидание от того, что ты встречаешься с живым человеком, поделишься с ним частицей энергии — и что-то получишь в ответ. Это как после долгой болезни выйти на улицу, встреча с публикой — это вдохнуть кислород. И цвета, и краски совершенно другие, и даже не обращаешь внимания, что публика сидит в масках.

— Интересно ли работать с драматургией Вырыпаева? И вообще, чем может заинтересовать современная драматургия сегодня?

— Современная драматургия может заинтересовать правдой. Люди во все времена ждали этого от театра, и сейчас только правдой и искренностью можно зацепить зрителя. Мой герой в спектакле «Волнение» — Стив Ракун, литературный агент, эдакий собирательный образ американской богемной жизни. Он карьерист, которому надо добиться своих целей, но он не желает зла писательнице Улье Рихте — у него просто есть идея, которую он хочет осуществить, у него колоссальный опыт бизнеса, он образованный и умный человек. Но он находится в неудобной ситуации — интервью в спектакле пошло не так, как он задумал. О чём для меня лично спектакль «Волнение»? Вырыпаев пишет о той самой правде, которая должна быть в тебе. Об этом в финальной теме и говорит героиня Улья Рихте в исполнении Любови Злобиной — она всю свою жизнь была девочкой «в рамках», другим человеком, и нашла в себе силы полететь, «упасть вверх», как говорит драматург. Отбросить шелуху великомудрия, которая накопилась годами, и стать новым человеком. Обновиться, как куколка превращается в бабочку. Думаю, что очень немного людей могли бы так поступить, и еще меньше людей, которые думали бы над этим обновлением себя. Вокруг нас много суеты.